См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления

В рамках преобразования социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления будут развиты институты и механизмы управления, связанные с государственным стратегическим планированием.

В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ) разработан проект федерального закона "О государственном стратегическом планировании" (далее - законопроект).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. N 1816-р законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект N 143912-6 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 ноября 2012 г.

Законопроект определяет иерархию и взаимосвязи между документами государственного стратегического планирования, в частности, между документами прогнозирования, программно-целевого, территориального и отраслевого планирования. Подробные требования и порядок разработки документов государственного стратегического планирования устанавливаются подзаконными актами. Кроме этого в законопроекте определяются полномочия и функции участников государственного стратегического планирования. Также законопроектом вводится постоянный мониторинг за реализацией документов государственного стратегического планирования.

В Комитете Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству создана рабочая группа по подготовке ко второму чтению. Принятие законопроекта Государственной Думой запланировано в IV квартале 2013 г.

В рамках подготовки законопроекта ведется разработка с последующим принятием в 2014 году следующих нормативных правовых актов:

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки документов государственного стратегического планирования";

Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596" (в части приведения в соответствие с законом о стратегическом планировании);

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период";

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестров документов государственного стратегического планирования".

Законопроектом предусмотрен переходный период 2014 - 2015 годы. Планируется, что законопроект установит обязательность и периодичность разработки и актуализации документов стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях, регионы должны будут разработать законы, регулирующие отношения с муниципальным уровнем в части выстраивания системы стратегического планирования.

На федеральном уровне и в каждом регионе будет определен орган, уполномоченный за координацию стратегического планирования.

Будет создана информационная система стратегического планирования.

Планируется, что законопроект вступит в силу начиная с 2016 года и к этому времени будут в основном приняты необходимые нормативные правовые акты и разработаны и актуализированы документы стратегического планирования, заработает информационная система.

Также будет продолжено развитие механизмов управления, ориентированного на результат и внедрение программно-целевых принципов, в первую очередь разработка и реализация государственных (муниципальных) программ, осуществляемых в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, ответственными исполнителями должны быть разработаны 42 государственные программы. В настоящее время утверждены 40 государственных программ (по двум государственным программам - "Развитие пенсионной системы" и "Обеспечение обороноспособности страны" - сроки разработки продлены Правительством Российской Федерации).

Переход на формирование и исполнение программного бюджета запланирован на 2014 год.

Государственные программы Российской Федерации будут охватывать все сферы деятельности органов исполнительной власти и соответственно большую часть бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интегрировать регулятивные и финансовые инструменты для достижения целей госпрограмм.

Будет создана система проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.