См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Баланс производства легковых автомобилей

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Производство, тыс. шт.

1971,0

1911,6

1924,4

1951,0

1991

темпы роста, %

113,2

97,0

100,7

101,4

102,0

Импорт, тыс. шт.

1208,3

1065,3

1081,1

1097,7

1117

темпы роста, %

98,3

88,2

101,5

101,5

101,8

Экспорт, тыс. шт.

113,0

119,4

127,7

137,9

148

темпы роста, %

133,2

105,7

106,9

108,0

107,2

Внутреннее потребление, тыс. шт. <*>

3066,3

2857,5

2877,8

2910,7

2960

темпы роста, %

106,3

93,2

100,7

101,1

101,7

--------------------------------

<*> Расчетно, без учета изменения запасов.

В части грузовых автомобилей в 2013 году также отмечается сокращение рынка и, соответственно, производства, что связано в том числе со стагнацией в части коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (оценка роста в 2013 году - 0,9% по сравнению с ростом на 12,1% в 2012 году), при этом в среднесрочной перспективе значительное сокращение рынка в 2013 году (ориентировочно на 11,5%) не позволит достичь к 2016 году уровня 2012 года и составит 95 - 97% в зависимости от внешних условий. При этом динамика производства ожидается более позитивной, в связи с чем прирост производства в 2016 году по сравнению с 2012 годом может составить 3 - 7% соответственно.

Указанный рост будет связан в том числе с:

увеличением реальных располагаемых доходов населения (на 14,1% в 2016 году относительно уровня 2012 года) в сочетании с запуском программы государственной поддержки автокредитования (запросная позиция Минпромторга России на 2014 - 2016 гг. - свыше 15 млрд. рублей, при этом в случае реализации программы в объемах, соответствующих доведенным лимитам, - 5 млрд. рублей, эффективность данного мероприятия представляется недостаточной для поддержки рынка);

ростом объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (более чем на 10% в 2016 году относительно уровня 2012 года);

увеличением объемов поставок автомобильной техники в основном на рынки ближнего зарубежья (рост экспортных поставок легковых автомобилей в период 2012 - 2016 гг. может составить более 30%, грузовых автомобилей - более 50%).

При этом в данной ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое в том числе ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований ВТО.

Так, рост производства в 2016 году по сравнению с 2012 годом в части легковых автомобилей оценивается в 1 - 6% в зависимости от развития рыночной ситуации (при сокращении импорта почти на 8 - 9% соответственно), грузовых автомобилей - 3 - 7% (при сокращении импорта на 12 - 13%), что приведет к увеличению доли отечественной продукции к 2016 году до уровня 62 - 64% в части легковых автомобилей и 64 - 65% в части грузовых автомобилей.

На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов (объем инвестиционной программы автомобилестроительных предприятий в период 2012 - 2016 гг. оценивается в объеме свыше 200 млрд. рублей) по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ОАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей (включая модели ОАО "АВТОВАЗ" - Гранта, новая Калина, Ларгус). Одним из наиболее важных аспектов развития рынка автомобильной техники является также разработка Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекса мероприятий, стимулирующих обновление парка транспортных средств, который позволит стимулировать выбытие устаревших моделей автомобильной техники, а также государственная поддержка ряда технологических НИОКР, стимулирующих технологическое развитие отечественного автомобилестроения в среднесрочной перспективе (запросная позиция Минпромторга России на 2014 - 2016 годы - почти 13 млрд. рублей).

Также отдельные направления перспективного технологического развития отечественной автомобильной промышленности отражены в технологической платформе "Экологически чистый транспорт "Зеленый автомобиль", одной из основных задач которой определено создание технологий и формирование интеллектуальной и конструкторско-технологической базы в части разработки и производства экологически чистых транспортных средств и объектов инфраструктуры эксплуатации, в том числе электромобилей, автомобилей с КЭУ (гибриды) и автомобилей, работающих на альтернативных топливах и источниках энергии. При этом выполнение мероприятий данной технологической платформы требует решения вопроса обеспечения финансирования.

Повышение технологического потенциала автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению производительности труда в данном секторе машиностроительного комплекса в 2016 году относительно уровня 2012 года более чем на 40 процентов.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику, в том числе снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, а также низкая эффективность мероприятий по поддержке и защите отечественных автомобилестроительных предприятий в рамках норм и требований ВТО. В случае отсутствия адекватных рыночной ситуации мер защиты существуют высокие риски резкого сокращения объемов производства автотранспортных средств (до 20 - 30% в зависимости от типа).

Развитие производства продукции транспортного машиностроения можно подразделить на две подгруппы.

В части подвижного состава (в первую очередь, грузовых вагонов) отмечается насыщение рынка (в том числе с учетом инфраструктурных ограничений - предел пропускной способности сети железных дорог оценивается в 1,2 млн. вагонов при существующем парке почти в 1,1 млн. вагонов), что не позволит поддерживать рекордные уровни потребления и производства грузовых вагонов, достигнутые в 2011 - 2012 годах (указанные риски ранее отмечались Минэкономразвития России), в связи с чем прогнозируется сокращение производства грузовых вагонов на 13% в 2016 году по сравнению с уровнем 2012 года с одновременным сокращением импорта (в основном из Украины) почти на 30 процентов.

При этом необходимость обновления парка локомотивов ОАО "РЖД" (износ которого превышает 75%), ограничиваемая в основном финансированием соответствующих разделов инвестиционной программы данного ОАО, в сочетании с продолжением роста объемов грузооборота и пассажирооборота железнодорожного транспорта (увеличение в 2016 году по сравнению с 2012 годом на 4% и 0,8% соответственно) будет способствовать увеличению объемов производства тягового подвижного состава, в частности, рост производства в 2016 году магистральных электровозов оценивается почти в 27% по сравнению с уровнем 2012 года, а магистральных тепловозов - 86 процентов.

С учетом вышеуказанных ограничений особенно актуальной станет реализация мероприятий по стимулированию выбытия устаревшего парка и использования инновационной продукции с увеличенным ресурсом и осевыми и погонными нагрузками (в первую очередь, в рамках технического регулирования), которая может позволить увеличить объемы продукции, поставляемой транспортным компаниям.

Вместе с тем в качестве значимого риска может быть отмечена проработка в настоящее время вопроса сокращения индексации тарифов (в том числе на железнодорожные перевозки), что может негативно сказаться на параметрах инвестиционной программы ОАО "РЖД" и, соответственно, приобретении в первую очередь тягового состава.

Основным фактором развития производства в 2013 - 2016 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа (в 7 раз в денежном выражении в 2016 году относительно уровня 2012 года) и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части:

обеспечения серийного производства и вывода к 2016 году на проектные мощности самолетов семейства SSJ (в период 2013 - 2016 гг. планируется произвести порядка 180 воздушных судов, при этом в целом к 2016 году в физическом выражении выпуск гражданских самолетов (без учета самолетов военной, транспортной и специальной авиации) предполагается увеличить почти в 3,5 раза относительно уровня 2012 года); перехода к завершающей стадии разработки и испытаний самолета МС-21 (начало поставок - 2017 год);

наращивания объемов продаж серийно выпускаемой вертолетной техники и освоения в производстве вертолетов, находящихся в завершающей стадии разработки, в том числе Ка-62 и Ми-38, продажи которых за указанный период составят порядка 40 и 19 единиц соответственно.

Данные процессы с целью обеспечения повышения их эффективности будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития авиационной промышленности (суммарный объем финансирования данных механизмов в прогнозный период может составить более 465 млрд. рублей без учета закупок вооружения, военной и специальной техники), к которым относятся:

стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов);

поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОПК "Оборонпром", реализация ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли).

Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

реализация программ инновационного развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), которое позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.

Развитие судостроительного комплекса в 2012 - 2015 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа (почти в 6 раз в денежном выражении в 2016 году относительно уровня 2012 года), сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ОАО "Газпром", ГК "Росатом", ОАО "Совкомфлот", ОАО "Новатэк", ОАО "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.

При этом данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" (далее - госпрограмма), в том числе в части повышения научно-технологического потенциала (ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации"), а также реализации мероприятий госпрограммы по развитию судостроительной науки), развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда"), суммарный объем финансирования которых в прогнозный период за счет средств федерального бюджета может составить более 230 млрд. рублей, из них в рамках госпрограммы порядка 39,3 млрд. рублей за 2014 - 2016 годы без учета дополнительных потребностей, а с учетом дополнительной потребности, запрашиваемой ответственным исполнителем, - 47,4 млрд. рублей.

Указанные выше факторы обеспечат увеличение объемов производства гражданского кораблестроения в 2016 году относительно 2012 года в 2,5 раза в денежном выражении (в 1,75 раза в физическом выражении с 95 до 170 тыс. тонн дедвейта), а также рост производительности труда в указанный период в 2,6 раза.

На развитие производства космической техники в 2013 - 2016 гг. будет оказывать влияние эффективность реализации программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы и "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" (а также новые редакции данных ФЦП на 2016 - 2025 годы), ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы "Космическая деятельность России"), суммарный объем финансирования которых в указанный период за счет средств федерального бюджета может составить более 800 млрд. рублей, из них в рамках реализации госпрограммы с учетом дополнительных расходов, запрашиваемых ответственным исполнителем, - 691,7 млрд. рублей за 2014 - 2016 годы.

В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:

наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создание новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;

развития российского сегмента международной космической станции;

создания перспективной пилотируемой транспортной системы;

создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;

замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";

формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;

дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;

реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях.

Осуществление космической деятельности приведет к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем уровень производства в ракетно-космической промышленности (для общего объема выпуска отрасли) в 2016 году по отношению к 2011 году может составить почти 150% (в сопоставимых ценах).

Дополнительным важным результатом реализации программ по развитию ракетно-космической промышленности в среднесрочной перспективе будет являться увеличение производительности труда в данном секторе машиностроения в 2016 году относительно уровня 2011 года более чем на 39% (в сопоставимых ценах).

При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем указанная динамика производства может быть обеспечена реализацией данных параметров в полном объеме, в противном случае прирост производства продукции предприятий ОПК может сократиться на 3 - 4% от вышеуказанных параметров.