См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 44%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 46%).

Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.

В 2012 году продолжилась тенденция, при которой предприятия автомобильного транспорта активно привлекали грузы, ранее перевозившиеся железнодорожным транспортом. В связи с этим увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 15 процентов.

Так, в 2012 году перевозки грузов автомобильным транспортом составили 1704,9 млн. тонн, или 103% к уровню 2011 года, а коммерческий грузооборот - 127,6 млрд. т-км или 112,1% к уровню 2011 года.

В 2013 году также продолжится увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который достигнет уровня в 1706,8 млн. тонн (100,1% к 2012 г.), рост коммерческого грузооборота прогнозируется на уровне 100,9% к 2012 году и будет составлять 128,8 млрд. т-км. Столь малый рост в первую очередь вызван низкими показателями перевозок в I квартале. Данная тенденция вызвана проблемами, возникшими в дорожном движении на ряде федеральных автодорог в зимние месяцы.

Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом, который в 2016 году составит 1852,2 млн. тонн (108,6% к уровню 2012 года), а грузооборот - 140,4 млрд. т-км (110% к уровню 2012 года). Вместе с тем при ускоренном темпе роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 15,7 млн. тонн (109,6% к 2012 г.), а грузооборота на 1,1 млрд. т-км (110,9% к 2012 году).

Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько выше в связи со снижением роста дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях нехватки заказов от грузоотправителей.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Инвестиции. Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:

не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;

доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8%);

развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.

Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог. В 2012 году всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о создании региональных дорожных фондов и таким образом система целевых дорожных фондов заработала в полном объеме.

Инвестиции в дорожное хозяйство в 2012 году составили 454 млрд. рублей (127,6% к уровню 2011 года). В том числе из средств федерального бюджета - 260 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 192 млрд. рублей. Впервые к финансированию развития автомобильных дорог привлечены внебюджетные средства, которые составили в 2012 году 3 млрд. рублей.

В 2013 году объем инвестиций ожидается на уровне порядка 455 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 234 млрд. рублей).

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций в дорожное хозяйство.

При сохранении существующих тенденций, к 2016 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 700 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета порядка 280 млрд. рублей. В случае благоприятных тенденций уровень инвестиций прогнозируется в размере порядка 731 млрд. рублей, из них около 294 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.

В 2013 - 2016 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов: строительство или реконструкция участков следующих автомобильных дорог: М-56 "Лена", М-5 "Урал", М-9 "Балтия", М-29 "Кавказ", М-60 "Уссури", М-16 "Кола", М-7 "Волга", М-4 "Дон", "Колыма", "Вилюй", а также строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск.

Необходимо отметить, что к 2016 году планируется построить, реконструировать 734,2 км автомобильных дорог федерального значения.

Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется, прежде всего, параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).

Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2012 году снизился по сравнению с 2011 годом на 3% и составил 124,4 млрд. пасс.-км. По итогам 2013 года ожидается дальнейшее снижение пассажирооборота до 117,3 млрд. пасс.-км (94,3% к 2012 году).

В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее падение пассажирооборота на автобусном транспорте до 113,1 млрд. пасс.-км в 2016 году (90,9% к 2012 году). При этом при ускоренных темпах роста экономики падение относительно 2012 г. составит 91,4 процента (будет перевезено на 0,5 млрд. пасс.-км больше).

Данная тенденция объясняется, прежде всего, растущей автомобилизацией населения и конкурентным давлением альтернативных видов транспорта. Автоперевозчики не справляются с необходимым повышением уровня качества предоставляемых услуг (слабое обновление подвижного состава), проблемы с регулярностью движения и безопасностью оказываемых услуг только усугубляют ситуацию. Указанная ситуация в первую очередь касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).

Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2012 году, напротив, увеличился по сравнению с 2011 годом и составил 58 млрд. пасс.-км или 102% к уровню 2011 года. По итогам 2013 года ожидается дальнейший рост пассажирооборота до 58,2 млрд. пасс.-км (100,3% к уровню 2012 года), который обеспечивается, в первую очередь, за счет роста пассажирооборота на метрополитене - 2,7 процента.

При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2016 году может достичь отметки в 60,2 млрд. пасс.-км (103,9% к 2012 году). При благоприятной ситуации в экономике этот показатель в 2016 г. будет больше на 0,8 млрд. пасс.-км (105,1% роста к 2012 году).

Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет порядка 78% и в будущем будет только расти. Росту объемов пассажирооборота метрополитеном служат его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.