См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Воздушный транспорт

Пассажирские перевозки. В 2012 году пассажирские перевозки продолжили уверенный рост (117,4% к предыдущему периоду), превзойдя уровень 2011 года и достигнув рекордной отметки за последние десятилетия в 195,8 млрд. пасс.-км. Увеличилась доля перевозок на международных воздушных линиях, достигнув в 2012 году 63,5% (на 3,5% выше, чем в 2011 году). Также необходимо отметить растущую долю пассажиропотока в международном сообщении, которая впервые превысила уровень в 50% и составила 52,2%, всего же в международном сообщении было перевезено 38,6 млн. пассажиров.

Учитывая итоги первого полугодия, а также рост ВВП и реально располагаемых доходов населения пассажирооборот 2013 года прогнозируется на уровне 231 млрд. пасс.-км, что превысит уровень 2012 года на 18%. Основной рост придется на международные воздушные линии (МВЛ), доля которых в пассажирообороте может достичь 67 процентов.

В среднесрочной перспективе также прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота, который к 2016 году может достичь 331,1 млрд. пасс.-км, превысив уровень 2012 года на 69,1%. При этом в случае благоприятных условий этот показатель может превысить уровень 2012 г. на 72,5 процента, составив (на 6,5 млрд. пасс.-км больше).

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Так, например, несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 80% пассажиропотока).

К одному из важнейших сдерживающих факторов развития авиаперевозок относится нехватка командиров воздушных судов. Так, в период 1995 - 2009 гг. выпуск пилотов из летных училищ (первоначальное обучение) не превышал 160 человек. При этом ежегодный уход с летной работы по разным причинам, в том числе выход на пенсию, списание по состоянию здоровья составляет около 700 человек. Так как на подготовку летного состава на новый тип воздушного судна в авиакомпании уходит не менее 3 - 4 лет, а на подготовку второго пилота в качестве командира воздушных судов требуется 6 - 8 лет после окончания училища, отрасли гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение около 1500 человек летного состава. С целью решения указанной проблемы в настоящее время Минтрансом России разработан законопроект, позволяющий нанимать командиров воздушных судов - не граждан Российской Федерации.

Конкуренция в секторе по-прежнему развита слабо, особенно на внутрироссийских линиях. Так, порядка 70% маршрутов обслуживаются 1 - 2 авиакомпаниями. Проведенный ФАС России анализ рынка показал, что при выходе на маршрут третьей авиакомпании цена билета падает в среднем на 40%. Несмотря на слаборазвитую конкурентную среду на внутренних линиях, прогнозируется, что в среднесрочной перспективе российский рынок разделит мировую тенденцию и продолжит расти. Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем, экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Учитывая устойчивое снижение доли перевозок внутри страны в пользу перелетов за ее пределы, а также то, что прирост на внутренних воздушных линиях (далее - ВВЛ) принадлежит в основном пяти крупнейшим авиаперевозчикам - и на линии через Москву, можно сказать, что внутренние перевозки деградируют. Перелому сложившейся тенденции могут способствовать предпринимаемые Правительством Российской Федерацией меры по развитию авиаперевозок на ВВЛ, речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 509 "О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации", направленное на формирование маршрутной сети в обход московского авиационного узла. Также необходимо отметить тенденцию роста количества международных рейсов, в особенности чартерных, из российских региональных центров. Если раньше полеты из региональных центров осуществлялись через Москву и Санкт-Петербург, то сейчас появляются возможности по использованию прямых международных рейсов. Данной тенденции способствуют туроператоры, подталкивающие авиакомпании расширять географию международных полетов из регионов, что в свою очередь снижает статистику по внутренним перевозкам.

К позитивным факторам 2012 года следует отнести продолжение поставок современных региональных самолетов российского производства SSJ, АН-148. Ожидается, что эксплуатация этих самолетов снизит затраты авиакомпаний на обновление парка и повысит доступность авиаперевозок для населения. Также необходимо отметить проводимые Правительством Российской Федерации мероприятия по развитию внутренних региональных и местных авиаперевозок (расширение программы субсидирования межсубъектовых региональных перевозок в отдаленных регионах и поддержка лизинга на закупку региональных самолетов).

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе - интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), а также развитие региональных и местных авиаперевозок с открытием прямых международных маршрутов (не через московский авиационный узел).

Инвестиции. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 90 млрд. рублей (122,8% к 2011 г.), из них 55 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования (148,1% к уровню 2011 года).

При сохранении существующих темпов роста ВВП, промышленного производства к 2016 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 178 млрд. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 63 млрд. рублей, внебюджетных источников - 103 млрд. рублей), при уровне порядка 114 млрд. рублей в 2013 году (из них 40 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 73 млрд. рублей - внебюджетные средства). Основной поток инвестиций будет направлен на развитие аэропортовой инфраструктуры. В случае ускоренных темпов роста экономики объем инвестиций в 2016 году может составить 192 млрд. рублей, из них 65 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.

В 2013 - 2016 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов: реконструкция или развитие следующих аэропортов: "Шереметьево" (строительство комплекса взлетно-посадочной полосы (ВПП-3); "Внуково"; г. Махачкала; г. Владикавказ; г. Казань; г. Якутск (ИВПП-2); г. Хабаровск; "Домодедово" (ВПП-1, рулежные дорожки и места стоянки самолетов); "Домодедово" (вторая летная зона); г. Петрозаводск; г. Архангельск; г. Минеральные Воды; г. Волгоград; г. Казань; г. Киров; г. Нижний Новгород; г. Екатеринбург.