3.1. Организация процесса формирования и обновления карт доступности: порядок сбора, обработки информации, управление содержанием информационного ресурса "Карта доступности субъекта Российской Федерации"

Организация процесса формирования и обновления карт доступности субъектов Российской Федерации осуществляется высшим ИОГВ субъекта Российской Федерации. Правительство субъекта Российской Федерации самостоятельно определяет участников формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в приоритетных сферах жизнедеятельности. Форма и система взаимодействия ИОГВ в субъектах Российской Федерации также осуществляется на основе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По итогам утверждения ИОГВ субъекта Российской Федерации, участвующих в процессе паспортизации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в субъекте Российской Федерации, ИОГВ субъекта Российской Федерации определяют ответственных специалистов для работы на информационном ресурсе.

Для организации работы по вводу данных об объектах приоритетных сфер жизнедеятельности на общероссийский информационный ресурс ИОГВ субъекта Российской Федерации предоставляют пофамильный список ответственных специалистов с указанием координатора и его контактов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В свою очередь Минтруд России в трехдневных срок осуществляет взаимодействие с администраторами информационного ресурса для предоставления ответственным специалистам ИОГВ субъектов Российской Федерации административных прав для размещения информации о доступности объектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Формирование и обновление информации на информационном ресурсе "Карта доступности субъекта Российской Федерации" основано на материалах, полученных (получаемых) ИОГВ субъектов Российской Федерации - участников формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в приоритетных сферах жизнедеятельности, в процессе паспортизации объектов и услуг, проводимой на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с "Методикой паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность".

Основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных на информационном ресурсе "Карта доступности субъекта Российской Федерации", является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры" (приложение В.2), сформированный на основании "Анкеты (информации об объекте социальной инфраструктуры)", полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры (приложение В.3), а также (при необходимости) "Акта обследования объекта социальной инфраструктуры" (приложение В.4). Сводная информация об объектах социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации и оказываемых ими услугах населению (в том числе инвалидам и другим маломобильным гражданам), о характере их деятельности, а также о состоянии доступности, полученная в результате паспортизации, собирается в "Реестре объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН" (приложение В.1). Организация, методика и технология заполнения, обработки указанных документов и принятия решений по их результатам представлена в "Методике паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность". В целом документооборот в системе работ по паспортизации (и последующей адаптации с учетом потребностей инвалидов) объектов социальной инфраструктуры и услуг представлен на схеме (рисунок 8).

┌────────────────────────────────────────────────┐

┌───┤ Отчет об исполнении Плана (адресной программы) ├─────────────────────────────┐

│ └─────────────────────────┬──────────────────────┘ │

│ /\ │

│ │ │ │

│ │ │

│ ┌──────────────────┴──────┴──────────────────────┐ │

│ │ План (Территориальная адресная программа) │ │

│ └────────────────┬────────┬──────────────────────┘ │

│ /\ /\ │

\/ │ │ │ └────────────────────────┐ \/

┌────────────────┴──┐ ┌─────┴──────────────┐

│ РЕГИСТР ИНВАЛИДОВ │ │ │ │ РЕЕСТР ОСИ И УСЛУГ │

│ И ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ │ └ ─ ─ ─ ─ ─┐ └┬┬──────────────────┘

└─────────────────┬─┘ │ └ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ /\

/\ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ├┘ │

│ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ ┌ ─ ─┘ │

│ ┌┼──────────┼─── ──────────┐ │ │

┌───────┴─────────────────────────────┐ │ (────────┴───┴───────) │ │ ┌────────────┴────────────┐

│ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ИНВАЛИДА ├ ─┐│└─│ Автоматизированное ┌─ ┼ ┘ │ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОСИ │

└─────────────────────────────────────┘ └ ─ ┤ рабочее место ├ ─ ─ ├┬┴─────────────────────────┘

/\ /\ /\ │ │ специалиста ├ ─ ─┐ │ /\ /\ /\

│ │ │ ││ (────────────────────) │ │ │ │ │

│ │ │ Автоматизированная │ └ │ ┼ ─┐ │

┌────┴────┐ ┌──────┴──────────────┐ │ ││ информационно-справочная│ │ │┌─┴────┴───────┐ ┌──┴───────────┐

│ ИПР │ │ Индивидуальная │ │ │ система │ │ ││ Акт │ │ Техническая │

│ инвалида│ │ КАРТА определения ├ ─┼ ─ ─ ┼┘ (───────────────────) ┌ ┼ ─┘ ││ обследования │ │ документация │

│(ребенка-│ │ потребностей │ │ │ │ "КАРТА ├ ┘ ┼ ─ ┘ ││ ОСИ │ │ на ОСИ │

│инвалида)│ │ инвалида в создании │ │ ┌┼──┤ доступности" │ │ │└──────────────┘ │ (ПСД) │

└─────────┘ │ доступной среды │ │ ││ (────────────────┬──) │ │ └──────────────┘

│ жизнедеятельности │ │ └─────────────────── ──────┘ │

└─────────────────────┘ │ │ └ ─ ─ ─ ─ ─┐ │

│ │

┌──────┴────┴─────┐ ┌─┴─┴───────────┐

│ Анкета-опросник │ │ Информация об │

│ инвалида │ │ ОСИ (анкета) │

└─────────────────┘ └───────────────┘

Документы, образуемые в процессе изучения Документы, образуемые в процессе изучения

потребностей инвалидов в создании условий состояния доступности объектов социальной

доступности инфраструктуры и услуг

Рисунок 8. Документооборот в системе паспортизации

объектов социальной инфраструктуры с использованием АИС

и информационного ресурса "Карта доступности субъекта

Российской Федерации"

Как показано на рисунке, все описанные (формируемые в процессе паспортизации объектов и услуг) документы могут формироваться не только на бумажном носителе, но и (при наличии в регионе автоматизированной информационно-справочной системы по вопросам доступной среды жизнедеятельности) также в электронном виде. В этом случае информация по результатам паспортизации может быть передана в электронном виде на информационном ресурсе "Карта доступности субъекта Российской Федерации", который действует как часть в структуре единой АИС.

При отсутствии в регионе автоматизации процесса мониторинга на основе паспортизации состояния доступности объектов и услуг данные из паспортов доступности (копии паспортов доступности ОСИ) передаются администратору информационного ресурса на бумажном носителе и в электронной версии (на диске либо досылаются электронной почтой в прикрепленном файле).

В таблице 1 представлены основные участники процесса функционирования информационного ресурса "Карта доступности субъекта Российской Федерации", их задачи, права, основные функции.

Функции заказчика при разработке информационного ресурса, а далее - владельца его определяется высшим ИОГВ субъекта Российской Федерации. Выбранный ИОГВ субъекта Российской Федерации выступает организатором сбора информации, ее обработки, разработки проекта решения о состоянии доступности объекта либо необходимости его адаптации, а также решения о размещении соответствующей информации на общедоступном информационном ресурсе - на информационном ресурсе "Карта доступности субъекта Российской Федерации". В особых случаях такое решение принимается с участием территориальной Комиссии по координации работ в сфере доступной среды жизнедеятельности (при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации).

Для решения практических вопросов управления информационным ресурсом (в том числе технической поддержки и управления его содержанием ОСЗН может поручить администрирование с технической поддержкой, с решением задач по формированию и обновлению информационного ресурса - одному из подведомственных учреждений.

Поставщиками информации для наполнения содержания информационного ресурса являются учреждения различной ведомственной принадлежности, которые были включены в процесс паспортизации; в последующем они могут направлять в ИОГВ субъекта Российской Федерации, ответственный как ответственный за информационный ресурс, дополнительные сведения или информацию о произошедших изменениях на объекте, в том числе по результатам проведенных ремонтных или организационных работ по адаптации. Поставщики услуг для инвалидов, являющиеся негосударственными организациями, как правило, направляют соответствующую информацию самостоятельно. Государственные учреждения и организации могут предоставлять соответствующую информацию через вышестоящую организацию (территориальный или ведомственный орган управления). Территориальные и ведомственные ИОГВ также могут выступать самостоятельными поставщиками информации, особенно в отношении объектов, не включенных в процесс паспортизации (в частности, по объектам транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, рекреационным зонам и т.п.).

Пользователями информации, размещенной на информационном ресурсе, могут быть в первую очередь частные лица: как граждане с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды, МГН), так и специалисты, работающие с инвалидами - для получения информации с целью организации помощи инвалиду (информационной, консультативной, организационной). Пользователями также могут быть учреждения и организации: как поставщики услуг (государственные и негосударственные), так и общественные объединения инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ) и другие.

Пользователи могут получить информацию об объектах, услугах, их доступности; об удобном маршруте следования к объекту (как по времени, так и по расстоянию), а также о наличии адаптированного транспорта, остановок (стоянок, парковок), пешеходных путей, светофоров; а также дополнительные сведения об объекте, об адаптации его основных структурно-функциональных зон; о формах обслуживания населения, графике работы; при необходимости с фотоиллюстрацией.

При необходимости получить поддержку или дополнительные разъяснения, консультацию, пользователи могут направить письмо администратору информационного ресурса в порядке обратной связи.