Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1.1. Настоящие Требования по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации (далее - Требования), устанавливают:

1) требования по организации внутреннего контроля клиринговой организации;

2) требования к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации (далее - Правила внутреннего контроля).

1.2. Клиринговая организация при осуществлении внутреннего контроля руководствуется законодательством Российской Федерации о клиринговой деятельности и настоящими Требованиями.

Клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, при осуществлении внутреннего контроля руководствуется законодательством Российской Федерации о клиринговой деятельности, настоящими Требованиями и нормативными актами Банка России об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах <1>.

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированное Минюстом России 27.01.2004 N 5489 ("Вестник Банка России" от 04.02.2004 N 7) (с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 30.11.2004 N 1521-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Минюсте России 22.12.2004 N 6222 ("Вестник Банка России" от 31.12.2004 N 74), и Указанием Банка России от 05.03.2009 N 2194-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2009 N 13547) ("Вестник Банка России" от 01.04.2009 N 21).

1.3. Клиринговая организация обязана на постоянной основе обеспечивать осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности клиринговой организации требованиям Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Закон о клиринге) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России (в случае, если клиринговая организация является кредитной организацией), уставу и внутренним документам клиринговой организации, а также создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления контролером (службой внутреннего контроля) своих функций.

При этом такой контроль должен осуществляться независимо и беспристрастно, исходя из масштабов и характера деятельности клиринговой организации.

1.4. В клиринговой организации должен быть назначен контролер или сформировано отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля), ответственные за осуществление внутреннего контроля клиринговой организации.

1.5. Клиринговая организация назначает контролера (руководителя службы внутреннего контроля) при условии, что для указанных лиц клиринговая организация является основным местом работы.

1.6. Для обеспечения независимости контролера (службы внутреннего контроля) назначение на должность (освобождение от должности) контролера (руководителя службы внутреннего контроля) осуществляется решением совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации.

Клиринговая организация обеспечивает решение поставленных перед контролером (службой внутреннего контроля) задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и работников клиринговой организации, не являющихся контролером (работниками службы внутреннего контроля).

1.7. Контролер (служба внутреннего контроля) не могут осуществлять функции, которые не связаны с осуществлением внутреннего контроля в клиринговой организации, за исключением случаев, установленных настоящими Требованиями, и при исполнении своих обязанностей не должны зависеть от других должностных лиц и структурных подразделений клиринговой организации.

В случае если клиринговая организация является кредитной организацией, контролер (служба внутреннего контроля), наряду с осуществлением внутреннего контроля в соответствии с требованиями Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России, уставом и внутренними документами клиринговой организации, вправе также осуществлять деятельность ответственного сотрудника (службы внутреннего контроля) кредитной организации в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

1.8. На контролера (службу внутреннего контроля) не могут быть возложены обязанности, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов.

1.9. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля), его заместители, а также сотрудники указанной службы, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях клиринговой организации, не должны участвовать в осуществлении внутреннего контроля за деятельностью таких структурных подразделений, если осуществление указанного контроля может привести к конфликту интересов.

1.10. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля), его заместители, а также сотрудники указанной службы должны обладать знаниями, необходимыми для осуществления внутреннего контроля в соответствии с настоящими Требованиями.

1.11. Контролер (работники службы внутреннего контроля) вправе требовать у работников и должностных лиц клиринговой организации предоставления информации (документов), в том числе письменных объяснений, по вопросам, возникающим в ходе выполнения им своих обязанностей.

1.12. Контролер (служба внутреннего контроля) клиринговой организации обязан не реже одного раза в 6 месяцев осуществлять проверку соответствия деятельности клиринговой организации требованиям Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и нормативных актов Банка России (в случае, если клиринговая организация является кредитной организацией), а также уставу и внутренним документам клиринговой организации, включая проверку деятельности должностного лица (структурного подразделения), ответственного за управление рисками.

Отчет о результатах такой проверки, а также иных проверок, осуществляемых контролером (службой внутреннего контроля), предоставляется совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации не позднее 10 (десяти) дней с даты окончания соответствующей проверки.

1.13. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) осуществляет контроль за исполнением рекомендаций по результатам проводимых им проверок.

1.14. План проведения проверок контролером (службой внутреннего контроля) утверждается советом директоров (наблюдательным советом) клиринговой организации на очередной календарный год по предложению контролера (руководителя службы внутреннего контроля).