Приложение 1

к письму Министерства финансов СССР

от 13 апреля 1990 г. N 51

Одобрено

Комиссией по совершенствованию планирования,

управления и хозяйственного механизма

от 22 ноября 1988 г., протокол N 136,

раздел III

О ПЕРЕВОДЕ ТЕАТРОВ СТРАНЫ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В целях дальнейшего повышения идеологической и социальной роли театрального искусства, усиления его воздействия на формирование у советских людей коммунистического мировоззрения, эстетических взглядов и высокой общественной активности, развития инициативы театральных коллективов, повышения их ответственности за достижения высоких результатов работы при рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также учитывая итоги проведения комплексного эксперимента по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров:

1. Министерству культуры СССР перевести с 1 января 1989 г. театры системы Министерства на новые условия хозяйствования.

Перевод на новые условия хозяйствования театров, не находящихся в ведении Министерства культуры СССР, осуществляется по решению соответствующих министерств, ведомств и общественных организаций.

2. Установить, что за счет средств государственного бюджета СССР, государственных бюджетов союзных и автономных республик, местных бюджетов по нормативам образуются фонды развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности соответствующих органов управления культурой.

Министерству культуры СССР, Союзу театральных деятелей СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР утвердить порядок образования фондов развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности, а также методические указания по определению дифференцированных нормативов образования этих фондов.

Указанные фонды расходуются на финансирование деятельности театров, концертных организаций и коллективов по установленным для них нормативам бюджетного финансирования, а также целевые творческие заказы по созданию новых спектаклей и концертных программ; проведение гастролей, театрально-концертное обслуживание сельского и детского зрителя, приобретение произведений драматического и музыкального искусства, проведение фестивалей, конкурсов и осуществление других мероприятий, направленных на развитие искусства и совершенствование культурного обслуживания населения.

3. Главной формой планирования и организации деятельности театров является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам, разрабатываемый и утверждаемый театром самостоятельно на основе территориальных и отраслевых целевых комплексных программ, служащих основой для выдачи театрам исходных данных по формированию ими годовых и пятилетних планов.

При этом особое внимание должно быть уделено достижению высокого идейно-художественного уровня репертуара, повышению занятости художественно-творческого персонала, совершенствованию форм и методов привлечения и обслуживания зрителей, расширению творческих связей с трудовыми коллективами предприятий и учреждений, развитию материально-технической базы театров.

4. Вышестоящие органы управления культурой доводят театрам следующие исходные данные для планирования:

а) контрольные цифры по количеству обслуживаемых зрителей;

б) государственный заказ на ввод в эксплуатацию основных объектов;

в) лимиты государственных централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов;

г) стабильные экономические нормативы:

норматив бюджетного финансирования из фонда развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности в расчете на одного зрителя (до перехода на финансирование по этому нормативу доводится лимит бюджетного финансирования);

норматив образования фонда творческо-производственного и социального развития из хозрасчетного дохода (при форме распределения дохода, предусмотренной подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления);

норматив образования валютного фонда, определяемый в установленном порядке.

Министерству культуры СССР и Союзу театральных деятелей СССР утвердить до 1 января 1989 г. по согласованию с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС методические указания по определению дифференцированных нормативов бюджетного финансирования театров из фонда развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности и порядок применения этих нормативов.

5. Установить, что в доходы театров включаются:

сборы от продажи билетов и прочие доходы от платных услуг населению;

поступления от оказания услуг, проведения работ и мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными организациями;

поступления из фонда развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности;

прочие поступления.

6. Театры по решению трудового коллектива могут применять следующие формы распределения их доходов:

а) по первой форме:

из доходов театра возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, выплаты по обязательствам сторонним организациям (в том числе расчеты с банком, установленные отчисления творческим союзам и ВААПу), после чего формируется хозрасчетный доход коллектива;

из средств хозрасчетного дохода выплачивается основная заработная плата по действующим окладам, тарифным ставкам и расценкам для оплаты труда лиц, работающих в театре на условиях постоянного, срочного и разового договоров. После выплаты основной заработной платы из средств хозрасчетного дохода образуется остаточный доход, который направляется по нормативам, устанавливаемым трудовым коллективом на создание фонда творческо-производственного и социального развития и фонда поощрения. Сумма выплат по основной заработной плате и фонд поощрения составляют единый фонд оплаты труда;

б) по второй форме:

из доходов театра возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, выплаты по обязательствам сторонним организациям (в том числе расчеты с банком, установленные отчисления творческим союзам и ВААПу), после чего формируется хозрасчетный доход коллектива;

единый фонд оплаты труда образуется как остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда творческо-производственного и социального развития по нормативу, устанавливаемому вышестоящей организацией.

Средства фонда творческо-производственного и социального развития используются театрами с согласия трудовых коллективов на укрепление материально-технической базы, жилищное и культурно-бытовое строительство, прирост норматива собственных оборотных средств, социально-культурные, бытовые и другие нужды коллективов театров.

7. Для решения приоритетных социальных проблем, ликвидации территориальных диспропорций в обеспеченности населения театральными услугами, а также для проведения специальных мероприятий (фестивалей, смотров, конкурсов, создания новых спектаклей и т.п.) органы управления культурой могут выдавать театрам целевые творческие заказы, как правило, на конкурсной договорной основе. В договоре определяются объем, структура и качество работ (услуг), порядок обеспечения материальными и финансовыми ресурсами, предоставления льгот и другие условия. Предусмотренные договором работы (услуги) оплачиваются по централизованно установленным или договорным ценам и тарифам.

Предоставить право государственным и общественным учреждениям и организациям использовать с согласия трудовых коллективов часть средств из фонда социального развития и других фондов аналогичного назначения на финансирование деятельности театров, включая осуществление целевых творческих заказов на договорной основе.

8. Установить, что гастрольная деятельность театров может осуществляться по целевым творческим заказам органов управления культурой или по прямым связям на основе договоров с другими органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями.

Министерству культуры СССР, Союзу театральных деятелей СССР утвердить положение о гастролях.

9. Разрешить руководителям театров по согласованию с профсоюзными комитетами:

определять необходимую численность работников и утверждать штаты;

устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений их численности;

устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде (артистам и художественному персоналу - за активную творческую деятельность) и выполнение особо важной работы на срок ее проведения за счет и в пределах единого фонда оплаты труда;

устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей) за счет и в пределах экономии единого фонда оплаты труда, образующейся в связи с высвобождением работников;

определять порядок и размеры премирования работников структурных единиц и подразделений, исходя из эффективности и качества труда конкретных подразделений и работников.

10. Надбавки за активную творческую деятельность (высокие достижения в труде) и размеры премий художественным руководителям (директорам) утверждаются руководителями вышестоящих органов управления культурой при условии достижения театрами высокого уровня творческо-производственной деятельности и выполнения плановых показателей.

11. Предоставить право Министерству культуры СССР и министерствам культуры союзных республик по согласованию с соответствующими союзами театральных деятелей вводить в театрах должность художественного руководителя. Устанавливать должностной оклад художественного руководителя на 20 процентов выше максимальных окладов, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057 для главного режиссера театра соответствующего жанра.

12. Разрешить театрам приобретать в порядке оптовой торговли, а также через розничную торговую сеть непродовольственные товары, необходимые для осуществления новых и капитально возобновляемых постановок и для эксплуатационной деятельности. Продажа товаров через розничную торговую сеть производится по безналичному расчету, без зачета в лимит мелкого опта, с включением стоимости проданных товаров в выполнение плана розничного товарооборота.

13. Установить, что создание, реорганизация и ликвидация театров местного подчинения производится по решениям исполкомов местных Советов народных депутатов.

Театры-студии создаются, реорганизуются или ликвидируются как на самостоятельных началах, так и по решению предприятия, учреждения, организаций-учредителей. Во всех случаях они регистрируются в исполкоме местного Совета народных депутатов. Финансирование театров-студий осуществляется за счет средств предприятий (организаций)-учредителей или на условиях самоокупаемости.

14. Театры могут пользоваться банковским кредитом. Краткосрочный кредит выдается банком театрам на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет собственных средств театра.

15. В целях создания коллективам театров равных возможностей и гибкой системы цен разрешить театрам применять надбавки и скидки к действующим ценам на билеты, имея в виду, что размеры этих надбавок и скидок устанавливаются театрами самостоятельно, но не менее 20 процентов билетов на каждый спектакль должны продаваться не выше уровня действующих цен.

Министерству культуры СССР и Союзу театральных деятелей СССР утвердить до 1 января 1989 г. порядок возврата населением билетов в кассы театров вне зависимости от условий их приобретения.

16. Предоставить театрам право самостоятельно заключать контракты с иностранными партнерами на обмен спектаклями, постановочными группами и оказание других услуг.

Средства в иностранной валюте, полученные от реализации контрактов, направляются в валютный фонд театра.