Приложение 2

к письму Министерства финансов СССР

от 13 апреля 1990 г. N 51

Одобрено

Комиссией по совершенствованию управления,

планирования и хозяйственного механизма

от 6 декабря 1988 г., протокол N 138,

раздел II

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЕРЕВОДЕ КОНЦЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАНЫ НА НОВЫЕ

УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Настоящее Положение разработано в целях дальнейшего развития пропаганды лучших образцов отечественного и мирового музыкального искусства, повышения идейно-художественного уровня концертных программ и номеров, улучшения музыкально-эстетического воспитания и культурного обслуживания населения, совершенствования структуры управления концертной деятельностью, поощрения творческой инициативы и усиления заинтересованности трудовых коллективов концертных организаций в рациональном использовании трудовых, финансовых и материальных ресурсов, росте эффективности и качества работы и их ответственности за ее результаты.

Действие Положения распространяется на концертные организации, объединения музыкальных ансамблей, самостоятельные художественные коллективы и концертные залы системы Министерства культуры СССР <*>.

--------------------------------

<*> В дальнейшем - "концертные организации".

1. В основу новых условий хозяйствования положены следующие принципы:

сочетание общегосударственной социально-культурной политики с расширением прав и ответственности Советов народных депутатов, органов управления культурой, творческих союзов и других общественных организаций в реализации, а также с самостоятельностью трудовых коллективов концертных организаций в решении основных вопросов творческо-производственной деятельности и социального развития;

переход от преимущественно отраслевого к преимущественно территориальному управлению концертной деятельностью. При этом в распоряжении местных Советов народных депутатов должна находиться основная часть ресурсов, необходимых для обеспечения комплексного и пропорционального развития концертной деятельности, исходя из региональных культурных традиций, потребностей и спроса населения. Органы управления культурой обеспечивают проведение единой идеологической политики в концертных организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, организуют разработку и реализацию отраслевых комплексных программ, обеспечивают их необходимыми ресурсами, руководят непосредственно подчиненными им концертными организациями;

приоритетное развитие филармонической деятельности, целенаправленной пропаганды творческих достижений советских композиторов, лучших образцов отечественной и мировой музыкальной культуры и народного творчества, содействие расцвету и взаимному обогащению национальных культур народов СССР, улучшение работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, концертному обслуживанию районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, новостроек, сельской местности;

использование передовых форм хозяйствования, установление тесной зависимости материального и морального стимулирования концертной организации, размера фондов творческо-производственного и социального развития и оплаты труда трудового коллектива, каждого работника от конечных экономических и социальных результатов, качества и эффективности труда.

2. Главной формой планирования и организации деятельности концертных организаций является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам, разрабатываемый и утверждаемый организацией самостоятельно.

При разработке концертными организациями планов экономического и социального развития коллективов особое внимание должно быть уделено достижению высокого идейно-художественного уровня программ, повышению занятости художественно-творческого персонала, расширению географии культурного обслуживания, совершенствованию форм и методов привлечения слушателей.

В качестве основы для формирования пятилетнего плана концертная организация использует полученные от вышестоящего органа управления культурой исходные данные планирования:

контрольные цифры;

государственные заказы;

долговременные экономические нормативы;

лимиты.

При разработке планов концертные организации учитывают социально-творческие заказы государственных органов, государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий и учреждений.

Концертные организации освобождены от всех видов платежей в бюджет.

3. Контрольные цифры включают:

количество филармонических концертов, концертов для сельского населения, для детей и юношества;

количество слушателей всего, в том числе по филармонической деятельности;

показатели социального развития коллектива концертной организации.

4. Государственные заказы выдаются концертным организациям на ввод в эксплуатацию объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.

5. Долговременные экономические нормативы утверждаются стабильными на пятилетку с разбивкой по годам и обеспечивают тесную увязку общественных интересов с интересами концертной организации и ее работников.

Концертным организациям утверждаются следующие нормативы:

норматив бюджетного финансирования филармонической деятельности в расчете на один концерт или одного слушателя (до перехода концертных организаций на нормативное финансирование устанавливаются суммы ассигнований на филармоническую деятельность);

норматив образования фонда творческо-производственного и социального развития;

нормативы образования фонда заработной платы и фонда поощрения (для концертных организаций, применяющих первую форму распределения дохода);

норматив образования фонда валютных отчислений от валютной выручки.

6. Лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения текущей деятельности и строительства.

7. Социально-творческие заказы выдаются на виды деятельности, необходимые для реализации важных общественных, государственных, республиканских и территориальных социальных программ, в том числе на развитие филармонической деятельности и музыкально-просветительской работы, проведение фестивалей искусств и музыкальных фестивалей, декад и дней культуры, литературы и искусства, конкурсов, концертов для детей и юношества, концертное обслуживание районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, новостроек, сельской местности, а также на подготовку новых концертных программ.

Социально-творческие заказы выдаются министерствами и ведомствами, советами министров союзных и автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов, государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями. Принятие заказа к исполнению оформляется договором между концертной организацией и заказчиком. В договоре определяются объем, структура и качество услуг, порядок обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.

Подготовка и проведение мероприятий по социально-творческому заказу финансируется из средств заказчика.

8. Концертные организации должны широко применять договорные отношения с входящими в их состав филармоническими и эстрадными художественными коллективами на условиях внутреннего хозяйственного расчета (с учетом ассигнований, выделяемых на филармоническую деятельность).

9. Концертные организации могут создавать в установленном порядке на договорной основе в пределах единого фонда оплаты труда (фонда заработной платы) свои отделения (филиалы) в клубных учреждениях, музеях и других учреждениях культуры и искусства, новые художественные коллективы, клубы любителей музыки, студии и кружки музыкально-эстетического воспитания и образования, а также мастерские, объединения и другие хозрасчетные подразделения для оказания услуг неконцертного характера по сопутствующим видам деятельности (производственные мастерские, рекламные бюро, мастерские по ремонту и настройке музыкальных инструментов, студии записи, литературно-музыкальные кафе и т.д.).

10. Основным источником финансирования концертных организаций и театров и реализации социально-творческих заказов являются фонды развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности, создаваемые в Министерстве культуры СССР, госкомитетах и министерствах культуры союзных и автономных республик, главных управлениях и управлениях культуры крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов.

Указанные фонды формируются за счет ассигнований на театральное, музыкальное искусство и концертную деятельность, предусмотренных в Государственном бюджете СССР, государственных бюджетах союзных и автономных республик, местных бюджетах, поступлений от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций, отдельных граждан и других поступлений.

Эти фонды расходуются на финансирование деятельности театров, концертных организаций и коллективов, целевых творческих заказов по созданию новых спектаклей и концертных программ, развитие филармонической работы, концертное обслуживание сельского и детского зрителя, приобретение произведений драматического и музыкального искусства, проведение фестивалей, конкурсов и осуществление других мероприятий, направленных на развитие и совершенствование культурного обслуживания населения.

Неиспользованные средства фондов остаются в распоряжении органов культуры и изъятию не подлежат.

Порядок формирования и использования фондов развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности утверждается Министерством культуры СССР по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР.

Финансирование концертных организаций из средств фондов развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности осуществляется по установленным нормативам (лимитам) и целевым назначением на проведение конкретных мероприятий по социально-творческим заказам органов культуры.

11. Наряду со средствами фондов развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности концертные организации используют средства, поступающие из других источников:

выручку от проведения платных концертов;

поступления по договорам с другими предприятиями и организациями;

выручку от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, материалов и других материальных ценностей;

добровольные взносы других предприятий, кооперативов и общественных организаций;

добровольные взносы граждан;

прочие доходы и поступления.

Поступление концертной организации средств из указанных источников не является основанием для уменьшения размера ассигнований из фонда развития театрального и музыкального искусства и концертной деятельности.

Все поступающие из различных источников средства включаются в доход концертной организации и составляют ее единый фонд финансовых средств.

12. Концертные организации образуют следующие фонды:

фонд творческо-производственного и социального развития;

единый фонд оплаты труда (фонд заработной платы и фонд поощрения);

фонд валютных отчислений.

Отчисления в фонды производятся ежеквартально.

Накопленные концертными организациями средства фондов изъятию не подлежат и могут использоваться в последующие периоды.

Распределение средств фондов на нужды коллектива осуществляется в соответствии со сметами, одобренными трудовым коллективом и утвержденными совместным решением директора и профсоюзного комитета.

13. Концертная организация по решению трудового коллектива может применять следующие формы распределения дохода:

при первой форме концертная организация выплачивает заработную плату работникам за счет фонда заработной платы, образуемого по установленному нормативу к доходу, возмещает материальные и приравненные к ним затраты, производит расчеты по обязательствам сторонним организациям, выплачивает проценты за кредит. Образовавшийся после этих расчетов остаточный доход поступает в распоряжение трудового коллектива. Из остаточного дохода по установленным нормативам формируются фонд творческо-производственного и социального развития и фонд поощрения. В фонд поощрения, кроме того, могут быть перечислены средства в размере не использованной экономии по фонду заработной платы (в пределах сверхпланового остаточного дохода), а также средства, передаваемые в этих целях другими предприятиями и организациями;

при второй форме концертная организация возмещает материальные и приравненные к ним затраты, производит расчеты по обязательствам сторонним организациям, выплачивает проценты за кредит. Образовавшийся хозрасчетный доход поступает в распоряжение трудового коллектива. Остаток хозрасчетного дохода коллектива после образования из него фонда творческо-производственного и социального развития, определяемого по установленному нормативу к хозрасчетному доходу, составляет единый фонд оплаты труда концертной организации.

14. В целях повышения эффективности труда, усиления коллективной заинтересованности и ответственности за результаты работы концертные организации широко применяют прогрессивные формы организации и стимулирования труда.

Руководителям концертных организаций предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами:

утверждать штатное расписание и устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и соотношения численности работников, определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав;

устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения и условия работы за счет и в пределах единого фонда оплаты труда (фонда заработной платы). Размеры надбавок устанавливаются не более чем на один год, в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества концертных программ и улучшение условий их эксплуатации, увеличение зрительской аудитории, рост доходов. Надбавки за высокие достижения в труде директорам и художественным руководителям концертных организаций устанавливаются руководителями вышестоящих по подчиненности органов управления культурой при условии достижения концертными организациями высокого уровня творческо-производственной деятельности и выполнения плановых заданий.

Указанные надбавки уменьшаются, либо отменяются полностью при ухудшении показателей работы. В связи с введением указанных надбавок выплата других надбавок и доплат к окладам (ставкам) работников не производится;

применять коллективную и другие прогрессивные формы организации и оплаты труда для всех категорий работников с распределением надтарифной части заработной платы по коэффициентам трудового участия;

вводить единую схему тарифных ставок артистов, дирижеров, лекторов-искусствоведов (музыковедов) независимо от их жанровой принадлежности в пределах действующей схемы;

применять оплату труда творческих работников на договорных индивидуальных условиях;

определять порядок и размеры премирования работников структурных единиц и подразделений, исходя из эффективности и качества труда конкретных подразделений и работников, в пределах единого фонда оплаты труда (фонда поощрения) дифференцированно и без ограничения премий максимальным размером.

Отменяется порядок резервирования премий, предусмотренный пунктом 25 постановления Совета Министров СССР от 18 ноября 1982 г. N 970.

15. Концертным организациям предоставляется право с учетом потребностей и спроса населения устанавливать надбавки в размере до 50% и скидки к действующим ценам на билеты.

16. Концертным организациям предоставляется право приобретать через оптовую и розничную торговую сеть (включая комиссионные магазины) непродовольственные товары, необходимые для их эксплуатационной деятельности, осуществления новых постановок. Продажа товаров производится по безналичному расчету, без зачета в лимит мелкого опта, с включением стоимости проданных товаров в выполнение плана розничного товарооборота.

17. Концертные организации пользуются банковским кредитом. Краткосрочный кредит выдается банком концертной организации на цели текущей деятельности. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет собственных средств концертной организации.

18. Производственно-творческая деятельность концертных коллективов (организаций) других министерств и ведомств, творческих союзов и общественных организаций осуществляется применительно к настоящему Положению по решению их вышестоящих органов.