А.5.3. Система средств информации

Система средств информации зачастую формирует первое впечатление посетителей о спортивном объекте и может значительно повлиять его на эстетический облик. Информация о спортивном объекте и его услугах может быть предоставлена различными способами: с помощью информационных знаков и указателей, печатных материалов (брошюры, буклеты, расписания соревнований, правила поведения и т.п.), интернет-ресурсов, звуковой информации, таксофонов и т.д. При создании средств информации необходимо учитывать потребности всех категорий посетителей спортивного объекта, в том числе людей с нарушением слуха и зрения.

Для облегчения ориентации инвалидов в архитектурной среде спортивного сооружения должны широко использоваться доступные информационные устройства, средства и системы [5], в частности:

- визуальные средства отображения информации (указатели, таблички, стенды, табло, большие экраны, дисплеи и т.п.), в том числе средства, дублирующие звуковую информацию, и устройства сурдоперевода для инвалидов с нарушением слуха;

- звуковые средства воспроизведения информации (речевые синтезаторы, громкоговорители, репродукторы и т.п.), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации для людей с нарушением зрения;

- тактильные средства отображения информации (указатели, таблички, выполненные рельефным шрифтом или шрифтом Брайля);

- визуальные средства сигнализации (графические средства сигнализации, световые сигнальные устройства, цветовые сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы);

- звуковые средства сигнализации (звуковые сигнальные устройства уведомляющей сигнализации, в том числе речевые оповещатели, звуковые маяки, а также звуковые сигнальные устройства аварийной и предупреждающей сигнализации);

- тактильные средства сигнализации (тактильные разметки, тактильные полосы, тактильные покрытия, искусственные плавные подъемы, уклоны и обочины, а также вибрационные сигнализаторы, тактильные вибраторы);

- средства односторонней связи (громкоговорители, акустические системы громкоговорящей связи, микрофоны, ларингофоны, наушники);

- средства двусторонней связи (громкоговорящие средства связи, текстовые средства связи, в том числе с "бегущей строкой", факсимильные аппараты, таксофоны).

Требования к информационным средствам и их расположению изложены в ГОСТ Р 51671 [5], ГОСТ Р 52875 [6], СНиП 35-01-2001 [12] <*>.

--------------------------------

<*> В настоящее время проводится актуализация СНиП 35-01-2001.

При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения необходимо учитывать ряд моментов:

а) расстояние, с которого сообщение/визуальная информация может быть эффективно воспринято (рисунок А.18 - А.19);

00000018.jpg

Рисунок А.18 - Неудобное для ознакомления с информацией

расположение стенда

00000019.jpg

Рисунок А.19 - Информация расположена высоко и напечатана

мелким шрифтом, что затрудняет ее восприятие. Рядом

расположена информация различных видов: информационный

указатель, запрещающий знак, информационное сообщение.

б) углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации (рисунок А.20);

00000020.jpg

Рисунок А.20 - Информационные указатели закрыты

рекламным щитом

в) ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения (рисунок А.21);

00000021.jpg

Рисунок А.21 - Контрастное и рельефное изображение номеров

помещений и этажей

г) соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

д) зоны досягаемости для людей, перемещающихся на креслах-колясках;

е) зоны досягаемости для тактильной трости слепыми;

ж) исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п. (рисунок А.22 - А.23).

00000022.jpg

Рисунок А.22 - Бликующая поверхность и прозрачный фон

информационного указателя затрудняют восприятие информации

00000023.jpg

Рисунок А.23 - Слепящее естественное освещение делает

невозможным ознакомление с информацией, представленной

на стенде