Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Показатели демографического развития

│ 2. Показатели демографического развития <1>

├─────────────────────────────────┬──────────┬─────────┬────────┬─────────┤

│Численность населения, млн. чел. │ 142,9 │ 143,0 │ 143,5 │ 143,7 │

├─────────────────────────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Численность населения моложе│ 23,2 │ 23,6 │ 24,8 │ 26,3 │

│трудоспособного возраста, млн.│ │ │ │ │

│чел. │ │ │ │ │

├─────────────────────────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Численность населения старше│ 31,8 │ 32,4 │ 34,3 │ 37,5 │

│трудоспособного возраста, млн.│ │ │ │ │

│чел. │ │ │ │ │

├─────────────────────────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Суммарный коэффициент рождаемости│ 1,606 │ 1,597 │ 1,592 │ 1,616 │

├─────────────────────────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┤

│Ожидаемая продолжительность│ 70,2 │ 70,5 │ 71,2 │ 72,2 │

│жизни, лет │ │ │ │ │

└─────────────────────────────────┴──────────┴─────────┴────────┴─────────┘

--------------------------------

<1> Инновационный сценарий демографического прогноза, разработанный Росстатом с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года и включенный в "Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года", предполагает улучшение социально-экономического положения России, а также учитывает действие мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, в том числе реализацию дополнительных мер, проводимых на региональном уровне, в целях повышения рождаемости за счет вторых, третьих и последующих рождений, и мероприятий, проводимых в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения.

Кроме того, при прогнозировании основных параметров развития системы социальной поддержки граждан на период 2020 года в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" учитывалось, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указами Президента Российской Федерации определен ряд направлений действий и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе:

доведение охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году - до 100%;

решение к 2015 году проблемы беспризорности;

решение к 2020 году проблемы полного удовлетворения потребности пожилого населения в постоянном постороннем уходе;

преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что в прогнозируемом периоде (2012 - 2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки сохранится и будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:

вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в населении Российской Федерации (с 22,7% в 2012 году до 26,1% в 2020 году). Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;

вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей, как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;

вследствие сохранения в Российской Федерации в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:

материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения;

социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью;

физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан.

Преодоление последствий этих распространенных явлений <1> потребует:

--------------------------------

<1> За истекшие десять лет (2002 - 2011 гг.) численность инвалидов в Российской Федерации, согласно данным Росстата, устойчиво возрастала - с 10,5 до 13,2 млн. человек. Заболеваемость населения, в том числе детей, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией хотя и снижается, но, тем не менее, остается высокой. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении смертности населения от внешних причин смерти, в том числе от самоубийств.

предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также путем оказания социальных услуг и соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Российской Федерации;

разработки и внедрения мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей.

В то же время, потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:

вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" <1> и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;

--------------------------------

<1> К ним относятся: инвалиды войны; ветераны Великой Отечественной войны; родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; труженики тыла; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В результате взаимодействия этих двух тенденций можно ожидать сохранения, а по определенным группам населения - и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации.

При прочих равных условиях, потребность населения в мерах социальной поддержки и возможность ее удовлетворения будут определяться результатами проводимой экономической политики, темпами роста валового внутреннего продукта и объемов производства в базовых отраслях экономики, принимаемых мер по совершенствованию налоговой и инвестиционной политики, выравниванию уровней социально-экономического развития регионов.

В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях:

расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семьи и детей;

сокращение сферы предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в натуральной форме, при одновременном расширении мер их социальной продержки, предоставляемых в денежной форме;

дальнейшего расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, исходя из критериев нуждаемости;

развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий.