Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых результатов

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Государственной программы Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан", цели, задачи и показатели (индикаторы)

достижения целей и решения задач, описание основных

ожидаемых результатов

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Вышеперечисленными нормативными правовыми актами предусматривается, в том числе, достижение следующих целей Правительства Российской Федерации:

обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты);

создания условий, благоприятных для рождения детей.

К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами отнесены, в том числе:

модернизация и развитие сектора социальных услуг;

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе: создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частно-государственного партнерства.

Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации, определены цели Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан":

- создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;

- повышение доступности социального обслуживания населения.

Оценка достижения целей Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Госпрограмма) производится посредством следующих показателей:

1) Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения.

Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Госпрограммы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Показатель определяется на основе данных Росстата о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Ежеквартально рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Госпрограммы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм, должны ориентироваться на необходимость и, в конечном счете, способствовать снижению уровня бедности населения в стране на основе социальной поддержки граждан.

Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Госпрограммы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального и регионального законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи и детей.

2) Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.

Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах социального обслуживания, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий.

Определяется как отношение численности граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации за год, к численности граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждения социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации за год.

Показатель в целом по Российской Федерации определяется как среднее значение показателей по субъектам Российской Федерации.

Показатель определяется по формуле:

B / A * 100%, где:

A - общее количество граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждения социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации за год, человек;

B - общее количество граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации за год, человек.

Источники исходных данных - форма N 3-собес (сводная), форма N 4-собес (сводная), форма N 6-собес, утвержденные приказом Росстата от 11 сентября 2009 г. N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения"; форма N 2-УСОН, утвержденная постановлением Росстата от 27 декабря 2005 г. N 108 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России статистического наблюдения за лицами, обратившимися в учреждения социального обслуживания семьи и детей".

Рост данного показателя по годам реализации Госпрограммы будет обеспечиваться за счет совершенствования на федеральном и региональном уровнях законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения, развития материальной базы учреждений социального обслуживания населения, привлечения к социальному обслуживанию населения бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан в трудной жизненной ситуации, а также внедрения новых, ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе надомного социального обслуживания, социального сопровождения и пр.

Для достижения целей Госпрограммы предстоит обеспечить решение следующих задач:

выполнение обязательств государства в отношении граждан - получателей мер социальной поддержки;

обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Реализация мероприятий Госпрограммы в целом, в сочетании с положительной динамикой экономического развития, прежде всего, с увеличением занятости и доходов экономически активного населения, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, снижению бедности, сокращению дифференциации населения по уровню доходов.

Реализация мероприятий Госпрограммы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов, в том числе, носящих макроэкономический характер:

расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, при прочих равных условиях, создаст основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и, в то же время, для более эффективного использования средств бюджетной системы Российской Федерации;

совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, способствуя повышению качества жизни нуждающихся граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни, будет позитивно сказываться на снижении потребности в медицинских услугах, сокращении соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;

сохранение покупательной способности социальных выплат путем ежегодной индексации обеспечит поддержание потребительского спроса граждан - получателей мер социальной поддержки;

реализация мер социальной поддержки семьи и детей создаст предпосылки увеличения рождаемости, особенно многодетности, что необходимо для преодоления депопуляции, формирования трудового потенциала, количественные и качественные характеристики которого в перспективе будут соответствовать потребностям развивающейся экономики страны;

повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе помимо решения проблемы дефицита кадров в отрасли позволит повысить уровень жизни данной категории персонала, увеличить занятость населения и, соответственно, будет в определенной мере способствовать снижению уровня безработицы;

привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса в сферу социального обслуживания населения будет способствовать повышению доступности, качества и безопасности предоставляемых населению социальных услуг и, в то же время, обеспечит развитие соответствующих рынков, создание новых рабочих мест, повышение занятости и обеспечение доходов работников, оказывающих социальные услуги населению, снижение безработицы.