Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2.4. Общие принципы определения рынка гражданской судостроительной продукции на современном этапе

1.2.4. Общие принципы определения рынка гражданской

судостроительной продукции на современном этапе

Очевидно, что первоочередной задачей российского судостроения является преодоление исторически сложившегося технологического отставания в части строительства судов гражданского флота, что должно обеспечить внедрение новейших судостроительных технологий и соответствие лучшим мировым показателям производительности труда.

Однако и при этом выход на сложившийся внешний рынок судостроительной продукции для отечественной промышленности в наиболее массовых секторах (сухогрузные и наливные морские транспортные суда различных типов неледового плавания либо низших ледовых классов) будет затруднен по объективным причинам. Как указывалось выше, конкуренция с Китаем, Японией и Кореей в строительстве транспортных судов массовой постройки практически бесперспективна.

Поэтому в качестве основного перспективного направления рассматривается освоение внутреннего рынка, где, с учетом особых условий эксплуатации морской техники (преобладание доли замерзающих акваторий, неразвитость береговой инфраструктуры на значительной протяженности береговой черты северных морей и на Дальнем Востоке, наличие развитой речной сети с выходом в море), доля зарубежных конкурентов относительно невысока.

Перспективный рынок продукции гражданского судостроения включает разнообразную номенклатуру сложных наукоемких морских судов для обновления транспортного и рыбопромыслового флота страны, морскую технику для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России, морские паромы, буксиры, спасатели, принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса - танкеры и газовозы, а также научно-исследовательские суда для выполнения работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды, суда экологического и гидрологического контроля.

К данной сфере деятельности отрасли также относятся все виды судоремонта и производство прочей продукции для смежных отраслей - топливно-энергетического комплекса, транспорта, медицины и т.п.

Текущие и перспективные планы государства в области развития морской деятельности определены стратегиями развития отраслей экономики, являющихся потребителями продукции судостроения. Они же и определяют основные ниши рынка:

"Энергетическая стратегия России на период до 2030 года";

"Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года";

"Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года";

"Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года".

В соответствии с программными документами потенциальных заказчиков судов и морской техники определен широкий номенклатурный диапазон объектов, которые нужно поставить в ближайшие десятилетия на внутренний рынок Российской Федерации. Вместе с тем, судостроительная промышленность Российской Федерации и смежные отрасли ограничены в мощностях, что приводит к необходимости размещения части заказов на суда и оборудование за рубежом. Кроме того, наша конкурентоспособность и загрузка конкурентов за рубежом - это состояние динамическое. Поэтому для определения наиболее вероятной загрузки отрасли используется "сценарная вилка".

Ниже в табличной форме показаны результаты оценки доли внутреннего рынка, которая может быть занята в рассматриваемый период отечественной промышленностью по отдельным группам (типам) судов и морской техники при реализации Программы. Здесь же показан базовый уровень текущей пятилетки. Приведенные диапазоны характеризуют и уровни рисков реализации Государственной программы по отдельным типам объектов.

───────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────

Типы судов и морских │Доля российской продукции на внутреннем рынке

технических средств ├─────────┬─────────────────────────────────────

│ базовый │ к 2020 году

│ уровень ├──────────────────┬──────────────────

│ │ без │ при реализации

│ │ Государственной │ Государственной

│ │ программы <*> │ программы

───────────────────────────┴─────────┴──────────────────┴──────────────────

Морские транспортные суда

Контейнеровозы 0 0,1 0,2

Контейнеровозы ледового 0 0,3 0,8

плавания

Паромы и накатные суда 0 0 0,2

Сухогрузы универсальные 0 0,1 0,2

Сухогрузы универсальные 0 0,3 0,8

ледового плавания

Лесовозы 0 0,1 0,3

Лесовозы ледового 0 0,3 0,7

плавания

Рефрижераторы 0 0,2 0,3

Навалочные 0 0,1 0,2

Навалочные ледового 0 0,5 0,8

плавания

Танкеры дедвейтом до 80 0 0,1 0,3

тыс. т

Танкеры дедвейтом до 80 0,3 0,5 0,8

тыс. т ледового плавания

Танкеры дедвейтом более 0 0 0,2

80 тыс. т

Танкеры дедвейтом более 0 0,2 0,5

80 тыс. т ледового

плавания

Газовозы вместимостью до 0 0,1 0,3

90 тыс. м3

Газовозы вместимостью до 0 0,4 0,8

90 тыс. м3 ледового

плавания

Газовозы вместимостью 0 0 0,2

более 90 тыс. м3

Газовозы вместимостью 0 0,2 0,6

более 90 тыс. м3 ледового

плавания

Ледоколы

Атомные 0,9 0,9 1,0

Дизельные 0,6 0,7 0,9

Суда внутреннего и

смешанного плавания

Наливные 0,6 0,7 0,9

Сухогрузные 0,6 0,7 0,9

Баржи наливные и 0,8 0,9 1,0

сухогрузные несамоходные

Пассажирские 0 0,2 0,4

водоизмещающие

Пассажирские скоростные 0,2 0,6 0,9

Паромы 0 0,4 0,8

Суда технического и

вспомогательного флота

Буксиры, буксирно- 0,5 0,6 0,9

спасательные

Земснаряды 0,1 0,3 0,5

Крановые 0 0,1 0,3

Нефтесборщики 0,2 0,4 0,7

Лоцмейстерские 0,2 0,6 0,9

Промысловые суда

Большие 0 0,2 0,6

Средние 0,2 0,5 0,8

Малые и маломерные 0,2 0,6 0,9

Научно-исследовательские 0,3 0,6 0,8

суда

Суда и плавсредства для

освоения шельфа

Морские ледостойкие 0,6 0,8 1,0

стационарные платформы

Плавучие буровые 0,6 0,7 1,0

установки

Обеспечивающие суда 0,3 0,6 0,8

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> С учетом действующих расходных обязательств федерального бюджета (федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, лизинг и др.).

Выполненные вероятностные оценки соответствуют стремлению достижения максимальных компетенций, в первую очередь, в области создания судов и морской техники, характеризующихся высоким уровнем технической сложности. Занятие на мировом рынке ниши арктического судостроения соответствует решению наиболее актуальных задач России по освоению ресурсов шельфа и развитию судоходства на трассах Северного морского пути.

Предпосылками к этому являются:

современная структура российской судостроительной промышленности в целом и ее основных организаций, ориентированная на производство сложной, наукоемкой морской техники;

существующий отечественный научно-технический задел в области создания морской техники для эксплуатации в ледовых условиях, являющийся основой для интенсивного развития в программный период;

временной приоритет России: на фоне нарастающего интереса многих, в том числе "неарктических", стран к развитию исследовательской деятельности и практического судоходства в морях Северного Ледовитого океана национальные интересы России являются наиболее актуальными.