Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателем обязательных требований

Административная процедура организации и проведения

внеплановых проверок соблюдения работодателем

обязательных требований

57. Административная процедура организации и проведения в рамках исполнения государственной функции внеплановых проверок соблюдения работодателем обязательных требований <*> осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов.

--------------------------------

<*> Далее - внеплановая проверка работодателя.

58. Основанием для проведения внеплановой проверки работодателя является: 360 статья ТК РФ

истечение срока исполнения работодателем выданного территориальным органом Роструда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

поступление в Роструд и его территориальный орган:

обращений и заявлений граждан и работодателей, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем обязательных требований;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

наличие распоряжения или приказа руководителя Роструда, заместителя руководителя Роструда или его территориального органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

58. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановой проверки, осуществляемой в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения работодателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

59. О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом пункта 58 Административного регламента, не допускается.

60. Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Внеплановая документарная проверка работодателя проводится по месту нахождения Роструда или его территориального органа в порядке, установленном в пунктах 44 - 47 Административного регламента.

Внеплановая выездная проверка работодателя проводится по месту нахождения работодателя и (или) по месту фактического осуществления им производственной деятельности.

61. Внеплановая выездная проверка работодателя проводится в случае, если при документарной проверке уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа не представилось возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных работодателем в установленном порядке, либо иных сведений, имеющихся в распоряжении Роструда или его территориального органа;

оценить соответствие деятельности работодателя обязательным требованиям без проведения дополнительных мероприятий по контролю непосредственно с выездом на место.

62. В случае поступления обращений заявителей и иных материалов, содержащих сведения, объективно свидетельствующие о фактах причинения вреда жизни и здоровью работникам при осуществлении ими трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которых не были расследованы в установленном порядке, либо угрозы наступления указанных обстоятельств в результате допускаемых работодателем нарушений обязательных требований, руководителем Роструда или его территориального органа может быть принято решение о проведении выездной проверки без предварительного проведения документарной проверки.

В этом случае в соответствии с положениями статьи 12 Конвенции N 81 при принятии решения о проведении внеплановой выездной проверки уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа вправе предварительно не уведомлять работодателя о проведении выездной проверки, если это объективно может нанести ущерб эффективности осуществляемых им мероприятий по контролю.

63. В соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю, осуществляемые в целях исполнения государственной функции, не могут проводиться, а начатые подлежат прекращению в случаях:

отсутствия основания для проведения проверки, предусмотренные частью 8 статьи 9 и частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;

осуществление проведения проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

64. Внеплановая выездная проверка работодателя проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности работодателя в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

65. В день подписания руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки работодателя в целях согласования ее проведения с органами прокуратуры уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности работодателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки <*>, оформленное в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

--------------------------------

<*> Далее - заявление.

Заявление подписывается руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями).

К заявлению прилагаются копия распоряжения руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей) о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом пункта 58 Административного регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, без согласования с органами прокуратуры.

66. Внеплановая выездная проверка работодателя начинается с предъявления уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа служебного удостоверения, обязательного ознакомления работодателя или его уполномоченных представителей с распоряжением руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей) о назначении внеплановой выездной проверки, а также с целями, задачами, основаниями ее проведения и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов либо представителями экспертных организаций, привлеченных к проверке в установленном порядке, со сроками и условиями ее проведения.

Непосредственно перед началом проведения мероприятий по контролю уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, проводящим проверку, организуется рабочее совещание с полномочными представителями работодателя, на котором обсуждается порядок проведения проверки и решаются организационные вопросы, связанные с ее проведением (план проведения проверки, перечень обследуемых структурных подразделений и служб, поручения должностным лицам по предоставлению необходимой документации, пояснений и т.д.).

67. В случае, если выездной проверке работодателя не предшествовало проведение документарной проверки, после проведения рабочего совещания работодателем (его уполномоченными представителями) должны быть представлены для рассмотрения проводящим проверку уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа материалы и документы, подтверждающие исполнение работодателем обязанностей, установленных статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ, в том числе:

выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности работодателя, структуре и общей численности работников;

документы, свидетельствующие о постановке работодателя на учет в налоговом органе и идентификационный номер налогоплательщика;

документы, подтверждающие регистрацию работодателя в качестве страхователя в соответствующем территориальном органе страховщика в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ в порядке, установленном страховщиком;

сведения о результатах проверок работодателя, ранее проведенных уполномоченными органами государственного контроля (надзора) по вопросам, связанным с целью проводимой проверки;

документы, подтверждающие произведение работодателем в текущем и предыдущем годах в установленном порядке своевременной и в полном объеме выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;

персональные сведения о работниках, уволенных работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности, с указанием структурных подразделений, в которых они работали;

сведения о предоставлении работникам, нуждающимся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемого отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;

документы, подтверждающие произведение работодателем в установленном законодательством порядке в текущем и предыдущем годах назначения, исчисления и выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности и оплату отпуска для санаторно-курортного лечения за весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; пособий по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.

68. После рассмотрения и анализа представленных работодателем документов, уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа проводится проверка полноты решений и действий работодателя по исполнению обязанностей, связанных с реализацией установленных законодательством прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых выплат, в том числе связанных:

с формированием и представлением за свой счет страховщику в установленные им сроки документов (их заверенных копий), являющихся основанием для назначения обеспечения по страхованию, и иных сведений, необходимых для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

своевременным произведением в установленном законодательством порядке в текущем и предыдущем году назначения, исчисления и выплат пособий по социальному страхованию работникам за свой счет через бухгалтерию работодателя;

соблюдением установленного порядка расследования и оформления страховых случаев, своевременным извещением о них страховщика и иных заинтересованных органов, а также обеспечением реализации права на участие в расследовании работников и их уполномоченных представителей;

обеспечением мер по предотвращению наступления страховых случаев и выполнением мероприятий по устранению причин страховых случаев, выработанных и предложенных в ходе их расследования;

обеспечением направления работников, получивших повреждение здоровья в результате страхового случая, в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки;

обеспечением проведения государственной экспертизы условий труда в целях объективного установления характера и условий труда работников, в том числе предшествовавших наступлению страхового случая;

проведением обучения за свой счет работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

информированием работников об их правах и обязанностях, а также о действующем порядке и условиях обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки работодателя явилось обращение заявителя, содержащее сведения о допускаемых работодателем нарушениях обязательных требований, проводимый уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа в ходе проверки анализ полноты решений и действий работодателя по реализации установленных законодательством прав работников и иных лиц на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых выплат проводится с учетом сведений, содержащихся в упомянутом обращении заявителя.

69. По результатам каждой завершенной внеплановой проверки уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который оформляется и вручается (направляется) работодателю (его уполномоченному представителю) в порядке, установленном Административным регламентом.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работодателя и должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения обязательных требований, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

70. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований по установленной форме с указанием сроков их устранения;

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

71. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений работодатель вправе в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить руководителю Роструда или его территориального органа свои возражения в письменной форме, приложив к ним документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, либо их заверенные копии.