Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований

Административная процедура организации и проведения

плановых проверок соблюдения работодателями

обязательных требований

37. Административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов Роструда в соответствии с ежегодным планом проверок, требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, положениями Конвенции N 81 и данного Административного регламента.

38. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения плановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) распоряжения на проведение плановой проверки соблюдения работодателями обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <*>.

--------------------------------

<*> Далее - распоряжение на проведение проверки.

39. О проведении плановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, которому поручено проведение проверки, не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения на проведение проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

40. Административная процедура проведения плановой проверки соблюдения работодателями обязательных требований может осуществляться в форме документарной проверки, проводимой по месту расположения Роструда или его территориального органа, или выездной проверки, проводимой по месту нахождения работодателя.

41. В процессе проведения плановой документарной проверки соблюдения работодателем обязательных требований уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, в первую очередь, рассматриваются сведения о нем, имеющиеся в территориальном органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц работодателя и иные материалы ранее проведенных в отношении данного работодателя мероприятий по контролю), а также содержащиеся в уведомлении о начале осуществления работодателем отдельных видов предпринимательской деятельности, представленном им в установленном Федеральным законом N 294-ФЗ порядке в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В случае отсутствия или недостаточности в территориальном органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении установленных законодательством прав работников уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда работодателю направляется мотивированный запрос о представлении необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов, подтверждающие исполнение им обязанностей, установленных статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ, в том числе содержащие, в частности:

выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности работодателя, структуре и общей численности работников;

документы, свидетельствующие о постановке работодателя на учет в налоговом органе и идентификационный номер налогоплательщика;

документы, подтверждающие регистрацию работодателя в качестве страхователя в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации <*> в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ в установленном порядке;

--------------------------------

<*> Далее - страховщик.

сведения о результатах проверок работодателя, ранее проведенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роструда по вопросам, связанным с целью проводимой проверки;

документы, подтверждающие произведение работодателем в текущем и предыдущем году в установленном порядке своевременной и в полном объеме выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;

акты о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями и профессиональных заболеваниях, происшедших у работодателя в текущем и предыдущем годах;

приказы (распоряжения), изданные работодателем по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями и профессиональных заболеваний, происшедших в текущем и предыдущем годах;

персональные сведения о работниках, уволенных работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности, с указанием структурных подразделений, в которых они работали;

сведения о предоставлении работникам, нуждающимся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемого отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;

документы, подтверждающие произведение работодателем в установленном законодательством порядке в текущем и предыдущем году назначения, исчисления и выплат пособий по социальному страхованию работникам за свой счет через бухгалтерию работодателя;

сведения об организации работодателем обучения работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства и расходах, произведенных на основании договоров о профессиональном обучении с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования.

42. При направлении мотивированного запроса о представлении необходимых для проведения проверки материалов и документов уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда должно письменно предупредить работодателя об административной ответственности за непредставление в срок запрашиваемой информации.

Указанные в запросе материалы и документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью работодателя, его уполномоченного представителя. Работодатель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов.

Не допускается требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, и нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При проведении проверок запрещается требовать у проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, предусмотренные пунктом 42(1) Административного регламента, и (или) информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.

(в ред. Приказа Минтруда России от 21.04.2017 N 380н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов является основанием для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц проверяемого лица в соответствии с нормами статьи 19.7 КоАП и внесения руководителю территориального органа Роструда предложения о прекращении документарной проверки и проведении выездной проверки.

42(1). В рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченные органы запрашивают следующие документы и (или) информацию, содержащиеся в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972):

а) сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам;

б) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости;

г) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

д) сведения из реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;

е) сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ж) сведения о кодах, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанным с ним общероссийским классификаторам ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ;

з) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

и) сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(п. 42(1) введен Приказом Минтруда России от 21.04.2017 N 380н)

43. Если в ходе проведения документарной проверки представленных работодателем материалов и документов уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводящим проверку, выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений имеющимся данным, информация об этом направляется работодателю, в отношении которого проводится проверка, с требованием представить в течение десяти календарных дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводящим проверку, будут установлены признаки нарушения обязательных требований, либо при отсутствии пояснений, уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда вправе внести предложения руководителю территориального органа о продолжении проводимых в рамках исполнения государственной функции мероприятий по контролю непосредственно на территории работодателя (выездной проверки).

44. Решение о прекращении проведения проверки принимается руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) на основании письменного доклада уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда.

Решение о прекращении проведения проверки выносится руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) в виде письменного распоряжения, в котором должны быть указаны следующие данные:

наименование территориального органа Роструда, назначившего (проводившего) проверку;

наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проверка прекращена;

основание для прекращения проверки;

дата прекращения проверки.

45. Для проведения выездной проверки на основании служебной записки уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда, проводившего в установленном порядке плановую документарную проверку, руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которое предъявляется работодателю уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно по прибытии на проверку.

46. В ходе проведения выездной проверки работодатель (его полномочный представитель) обязан предоставить проводящим выездную проверку уполномоченным должностным лицам территориального органа Роструда и привлеченным к проведению проверки экспертам и представителям экспертных организаций:

возможность беспрепятственного доступа на территорию, в используемые работодателем при осуществлении предпринимательской деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к эксплуатируемому им оборудованию, транспортным средствам и иным производственным объектам;

дополнительные пояснения и документы по вопросам, содержащимся в мотивированном запросе уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда, направленном на стадии документарной проверки (пункт 44 Административного регламента), а также возможность ознакомиться с иными документами и материалами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в том числе по вопросам, содержащимся в упомянутом пункте Административного регламента, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.

47. При проведении выездной проверки соблюдения работодателями обязательных требований уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводящим проверку, проводится анализ решений и действий работодателя по исполнению обязанностей, связанных с реализацией установленных законодательством прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых выплат и порядка их обеспечения, в том числе направленных на:

формирование и представление за свой счет страховщику в установленные им сроки документов (их заверенных копий), являющихся основанием для назначения обеспечения по страхованию, и иных сведений, необходимых для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

своевременное произведение в установленном законодательством порядке в текущем и предыдущем году назначения, исчисления и выплат пособий по социальному страхованию работникам за свой счет через бухгалтерию работодателя;

соблюдение установленного порядка расследования и оформления страховых случаев, включая своевременное извещение о них страховщика и иных заинтересованных органов, а также обеспечение реализации права на участие в расследовании работников и их полномочных представителей;

обеспечение мер по предотвращению наступления страховых случаев и выполнение мероприятий по устранению причин страховых случаев, выработанных и предложенных в ходе их расследования;

обеспечение направления работников, получивших повреждение здоровья в результате страхового случая, в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки;

обеспечение проведения за свой счет государственной экспертизы условий труда в целях объективного установления характера и условий труда работников, в том числе предшествовавших наступлению страхового случая;

обучение за свой счет работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

информирование работников об их правах и обязанностях, а также об установленном порядке и условиях обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

48. В ходе проверки правильности произведенного работодателем назначения и выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда производится анализ соблюдения порядка, установленного Федеральным законом N 125-ФЗ и предусматривающего, что пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

Исчисление среднего заработка для выплаты работнику пособия по временной нетрудоспособности производится в порядке, установленном Федеральным законом N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375.

49. При проведении проверки правильности произведенной работодателем оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезд к месту лечения и обратно в связи с предоставлением работнику путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда проводится анализ фактического соблюдения установленного Федеральным законом N 125-ФЗ порядка, предусматривающего, что оплата указанного отпуска работника производится работодателем и засчитывается страховщиком в счет уплаты страховых взносов.

Основанием для оплаты данного отпуска является копия приказа страховщика о предоставлении работнику путевки на санаторно-курортное лечение вследствие происшедшего с ним страхового случая. Оплата указанного отпуска производится работодателем в порядке и по правилам, установленным трудовым законодательством Российской Федерации для оплаты ежегодного отпуска.

В ходе проверки должна быть установлена правильность сроков предоставления отпусков, исчисления оплаты отпусков (наличие документов, подтверждающих время нахождения в пути следования к месту лечения и обратно (заявление, копии билетов и т.п.)).

50. По результатам каждой завершенной плановой проверки уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <*>.

--------------------------------

<*> Далее - акт проверки.

51. В акте проверки отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой работодателем деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг обязательным требованиям, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).

В случае устранения в ходе проверки проверяемым лицом выявленных нарушений об этом делается запись в акте проверки.

52. К акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами проверки документы или их копии:

протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;

объяснения должностных лиц работодателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;

предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц работодателя, виновных в выявленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП дело об административном правонарушении объективно могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки.

В противных случаях дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершении проведения проверки и подписания акта проверки.

53. Акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается работодателю (его уполномоченным представителям) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия работодателя (его уполномоченных представителей), а также в случае отказа проверяемых дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается работодателю (его уполномоченному представителю) под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.

54. Работодатель, его полномочные представители имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку.

55. Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводящее проверку, обязано разъяснить работодателю (его уполномоченному представителю) их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Роструда.

Возражения работодателей в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение десяти рабочих дней подлежат рассмотрению руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), по результатам которого выносится письменное решение, которое в течение трех дней после его вынесения доводится до их сведения.

Внесение работодателем возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает его право на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда, проводивших проверку, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

56. По завершении проверки уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда осуществляется запись в журнале учета проверок работодателя, содержащая сведения о наименовании территориального органа Роструда, датах начала и окончания проведения проверки, точном времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку, и ставятся личные подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. При несоответствии журнала учета проверок установленным требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.