Об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2012 году предоставляются Субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ см. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012 N 223.

V. Условия участия в конкурсном отборе по мероприятиям по направлению "Реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства"

V. Условия участия в конкурсном отборе по мероприятиям

по направлению "Реализация иных мероприятий по поддержке

и развитию малого и среднего предпринимательства"

5.1. Для участия в конкурсном отборе по мероприятиям, связанным с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, субъект Российской Федерации принимает обязательство о расходовании средств субсидии по одному или нескольким из нижеперечисленных мероприятий.

5.1.1. Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты инновационным компаниям.

Гранты малым инновационным компаниям - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), созданных не ранее 1 августа 2009 г.

Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.

Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов на создание инновационной компании предоставляются с учетом следующих условий:

- гранты направляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным не ранее 1 августа 2009 г.;

- сумма гранта не превышает 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо.

5.1.2. Поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Для целей предоставления субсидий под действующими малыми инновационными компаниями (далее - действующие малые инновационные компании) понимаются юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие в инновационной сфере на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, а также фактически осуществляющие затраты на технологические инновации в значении, установленном в Приказе Росстата от 30 октября 2009 г. N 237 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций" (в редакции Приказов Росстата от 18 ноября 2009 г. N 260 и от 6 сентября 2010 г. N 305), которые отражаются в форме федерального статистического наблюдения N 2 МП-инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия".

Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке действующих малых инновационных компаний предоставляются на компенсацию следующих общих (капитальных и текущих) затрат малой инновационной компании:

- исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

- производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

- приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;

- приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей);

- приобретение программных средств;

- другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);

- обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями;

- маркетинговые исследования;

- прочие затраты на технологические инновации;

- аренда помещений, используемых для обеспечения деятельности;

- затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;

- сертификация и патентование.

Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат малой инновационной компании за счет средств субсидии федерального бюджета не должна превышать 5 млн. рублей.

5.1.3. Реализация специальных образовательных программ для малых инновационных компаний.

Специальные образовательные программы для малых инновационных компаний - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в сфере деятельности инновационной малой компании.

Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации образовательных программ предоставляются для реализации следующих мероприятий:

- предоставление сертификатов субъектам малого и среднего предпринимательства с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения;

- предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства образовательными учреждениями, отобранными на конкурсе;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для частичной оплаты образовательных услуг.

5.1.4. Поддержка действующих малых инновационных компаний-эмитентов в целях возмещения расходов, связанных с допуском их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения.

Под действующей малой инновационной компанией-эмитентом понимается акционерное общество - субъект малого и среднего предпринимательства, ценные бумаги которого допущены к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения или допущены к торгам на фондовой бирже в процессе их обращения, большая часть выручки которого формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий, в том числе в одной или нескольких из следующих сфер деятельности: информационно-телекоммуникационные системы, интернет-технологии, биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование, индустрия наносистем и материалов, рациональное природопользование, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму.

Возмещение расходов, связанных с получением допуска ценных бумаг малых инновационных компаний-эмитентов к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения, производится при условии соответствия фондовой биржи следующим требованиям:

- наличие лицензии фондовой биржи, выданной в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- наличие специализированного сектора (направления, сегмента), предназначенного для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний либо специальное выделение (указание) ценных бумаг инновационных компаний в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.

Поддержка оказывается в форме предоставления субсидий малой инновационной компании-эмитенту на компенсацию расходов, связанных с получением допуска ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения:

в специализированном секторе (направлении, сегменте), предназначенном для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний;

либо при условии специального выделения (указания) ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.

Компенсации подлежат следующие виды расходов:

а) на подготовку для государственной регистрации эмиссионных документов (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; проспект ценных бумаг и иные документы, необходимые для государственной регистрации выпуска ценных бумаг; отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг);

б) на оплату услуг профессионального участника рынка ценных бумаг (брокера/брокеров), оказывающего эмитенту самостоятельно или с привлечением третьих лиц следующие услуги:

- консультационные услуги по подготовке и сопровождению государственной регистрации эмиссионных документов (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; проспект ценных бумаг и иные документы, необходимые для государственной регистрации выпуска ценных бумаг; отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг);

- консультационные услуги по подготовке материалов, содержащих информацию о предстоящем размещении ценных бумаг эмитента и направленных на информирование потенциальных приобретателей таких ценных бумаг (инвестиционный меморандум, аналитические отчеты);

- организация размещения выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента, в том числе поиск и привлечение потенциальных инвесторов, включая организацию и проведение публичных мероприятий; проведение предварительных переговоров с потенциальными инвесторами и получение от них предварительных заявок на приобретение ценных бумаг эмитента; привлечение третьих лиц (соорганизаторов размещения) для размещения ими вышеуказанного выпуска ценных бумаг;

- освещение деятельности эмитента в средствах массовой информации и инвестиционном сообществе, аналитическая поддержка размещения выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента (PR-мероприятия);

- правовое сопровождение организации размещения (обращения) ценных бумаг эмитента;

в) на оплату услуг аккредитованной фондовой биржей организации:

- по подготовке комплекта документов, необходимых для подачи заявления о допуске ценных бумаг эмитента к торгам в процессе размещения (обращения) на фондовой бирже;

- по подготовке и подписанию материалов, содержащих информацию о предстоящем размещении ценных бумаг эмитента и направленных на информирование потенциальных приобретателей таких ценных бумаг (инвестиционный меморандум);

- по подготовке заключения, содержащего обоснование оценки капитализации при допуске ценных бумаг эмитента к торгам;

- по обновлению инвестиционного меморандума;

г) на проведение аудита и составление финансовой отчетности эмитента по МСФО;

д) на оплату услуг фондовой биржи и депозитария.

Субсидия предоставляется действующим малым инновационным компаниям-эмитентам в размере 50% фактически понесенных и документально подтвержденных расходов.

Общая сумма субсидий на компенсацию расходов, связанных с получением допуска ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения, не должна превышать 5 млн. рублей.

Условием для получения малой инновационной компанией-эмитентом компенсации является включение фондовой биржей ценных бумаг такой компании в список ценных бумаг, допущенных к торгам.

Перечень документов, представляемых малой инновационной компанией-эмитентом в целях получения указанной субсидии:

- справка (в свободной форме), подтверждающая, что существенная часть выручки малой инновационной компании-эмитента формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий, в том числе в следующих сферах: информационно-телекоммуникационные системы, интернет-технологии, биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование, индустрия наносистем и материалов, рациональное природопользование, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму;

- справка от фондовой биржи (в свободной форме) о соответствии фондовой биржи установленным настоящим разделом требованиям;

- выписка из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (предоставляется фондовой биржей);

- документы, подтверждающие оплату государственных пошлин за государственную регистрацию эмиссионных документов (решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг), проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска ценных бумаг);

- копия договора с профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокера/брокеров), оказывающим эмитенту самостоятельно или с привлечением третьих лиц услуги, указанные в подпункте "б" настоящего раздела, и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;

- копия договора с аккредитованной фондовой биржей организацией, оказывающей эмитенту услуги, указанные в подпункте "в" настоящего раздела, и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;

- копия договора с аудиторской организацией об оказании услуг, указанных в подпункте "г" настоящего раздела, и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;

- копии договоров с фондовой биржей и депозитарием об оказании услуг и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;

- иные документы (исполнительные органы субъектов Российской Федерации имеют право расширять перечень стандартов по согласованию с Минэкономразвития России).

5.2. К участию в конкурсном отборе по одному или нескольким мероприятиям, связанным с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции, допускаются субъекты Российской Федерации, принявшие на себя обязательство об осуществлении поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нижеприведенными условиями.

5.2.1. Субъект Российской Федерации осуществляет поддержку действующих малых инновационных компаний, участвующих в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, "Деловых миссиях малых инновационных компаний" и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).

"Деловые миссии малых инновационных компаний" - коллективные поездки представителей действующих малых инновационных компаний с предварительной маркетинговой подготовкой (анализом условий вхождения на определенный сегмент регионального или иностранного рынка, определением потенциальных интересантов, экспонированием и показом товаров, работ, услуг и целью их продвижения, определения степени заинтересованности в сотрудничестве и получения обратного отклика) и организацией двусторонних деловых переговоров.

Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по продвижению на региональные рынки товаров (работ, услуг) используются на компенсацию следующих затрат.

5.2.1.1. На компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях (за исключением расходов на проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилых помещений и питание). Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства единовременно из расчета двух третьих произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат.

При заключении договора аренды выставочных площадей для экспозиции товаров (работ, услуг) двух и более субъектов малого и среднего предпринимательства (общая экспозиция) субсидии предоставляются каждому из них пропорционально стоимости вклада в оплату договора аренды соответствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

5.2.1.2. На организацию и проведение "Деловых миссий малых инновационных компаний", в том числе:

а) анализ региональных рынков: обследование социально-экономического состояния, тенденций развития субъектов Российской Федерации проведения "Деловых миссий малых инновационных компаний", проведение предварительного подбора и экспертной оценки профилей малых и средних предприятий для включения в состав "Деловых миссий малых инновационных компаний" для каждого субъекта Российской Федерации их проведения посредством экспертных интервью с руководителями региональных профильных торговых компаний, направленных на определение состояния и тенденций развития профильных рынков в каждом субъекте Российской Федерации проведения "Деловых миссий малых инновационных компаний", выявление и последующий анализ условий вхождения на определенный сегмент регионального рынка и оценку перспектив сотрудничества по данному профилю в данном субъекте Российской Федерации;

б) поиск и подбор региональных (международных) партнеров в субъектах Российской Федерации проведения "Деловых миссий малых инновационных компаний":

- формирование и актуализация баз данных профильных региональных компаний, потенциальных деловых партнеров участников "Деловых миссий малых инновационных компаний";

- взаимодействие с руководителями региональных компаний на предмет заинтересованности в сотрудничестве с участниками "Деловых миссий малых инновационных компаний", а также в целях получения дополнительной информации о региональных компаниях;

- проведение предварительных встреч-презентаций продукции и предложений участников "Деловых миссий малых инновационных компаний";

- подготовка и предоставление каждому участнику "Деловой миссии малых инновационных компаний" отчета, содержащего результаты актуализации записей в базах данных, анкеты по результатам телефонных переговоров и анкеты по результатам личных встреч-презентаций;

в) подготовка и организация двусторонних бизнес-встреч субъектов малого и среднего предпринимательства с потенциальными партнерами:

- обеспечение организации переезда участников "Деловых миссий малых инновационных компаний" до места проведения мероприятия, их проживания в субъекте Российской Федерации проведения мероприятия;

- организация переговорной площадки для участников каждой "Деловой миссии малых инновационных компаний" в специально подобранном помещении с обеспечением посещения по согласованному графику руководителями региональных компаний;

- организация переговорного тура по профильным региональным предприятиям для участников каждой "Деловой миссии малых инновационных компаний";

- обеспечение представительства интересов участников деловой миссии, не принявших участие непосредственно в деловой поездке (заочных участников), в каждом субъекте Российской Федерации;

- проведение анкетирования участников переговоров на предмет их результативности.

5.2.2. Субъект Российской Федерации создает и обеспечивает деятельность центров поддержки предпринимательства, удовлетворяющих следующим условиям.

5.2.2.1. Центр поддержки предпринимательства (Фонд поддержки предпринимательства) - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданный для целей оказания комплекса услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации региональных программ развития малого и среднего предпринимательства или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

5.2.2.2. Основными видами деятельности Центров поддержки предпринимательства являются:

- финансовое сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (бюджетирование, оптимизация налогообложения, бухгалтерские услуги, привлечение инвестиций и займов);

- маркетинговое сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (выработка маркетинговой стратегии и планов, рекламные кампании, дизайн, выставочные мероприятия, разработка и продвижение бренда, организация системы сбыта);

- патентно-лицензионное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (формирование патентно-лицензионной политики, патентование, разработка лицензионных договоров, определение цены лицензий);

- юридическое сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- организация сертификации инновационных товаров, работ и услуг (в том числе международной), а также сертификация (при наличии соответствующей квалификации) предприятий по системе менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO, GMP и др.);

- услуги, направленные на повышение доступности для малых и средних предприятий кредитных и иных финансовых ресурсов;

- услуги подбора персонала, а также оформления необходимых документов для приема на работу, в том числе разрешений на право привлечения иностранной рабочей силы;

- иные консультационные услуги в целях содействия развитию предпринимательской деятельности;

- проведение для малых и средних предприятий семинаров, конференций, форумов, круглых столов, издание пособий;

- организация и (или) реализация специальных программ обучения для малых и средних предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с реализацией инновационной продукции и экспортом товаров, работ, услуг;

- иные виды деятельности в рамках реализации региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

5.2.2.3. В учредительных документах Центра поддержки предпринимательства должно быть предусмотрено формирование попечительских (наблюдательных) советов, в состав которых входит 50% представителей региональных отделений общероссийских общественных объединений малого и среднего предпринимательства (действующих не менее чем в половине субъектов Российской Федерации); межрегиональных или региональных объединений малого и среднего предпринимательства, торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных торгово-промышленных палат (по согласованию).

Указанные попечительские (наблюдательные) советы:

а) осуществляют ежегодное рассмотрение и согласование документов Центра поддержки предпринимательства, устанавливающих:

- виды (типы) услуг, пакеты услуг и их стоимость;

- стандарты качества услуг и регламенты работы;

- перечень тем семинаров, конференций, форумов, круглых столов, пособий;

б) рассматривают годовой отчет руководителя Центра поддержки предпринимательства.

Указанные в настоящем пункте акты и документы размещаются на сайтах Центров поддержки предпринимательства, а также на официальных сайтах в сети Интернет государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ответственных за развитие малого и среднего предпринимательства.

5.2.2.4. Центры поддержки предпринимательства могут создаваться на стационарной основе (в том числе на площадях бизнес-инкубаторов), а также на мобильной основе - универсальные мобильные платформы (в соответствии с пунктом 5.5.2 настоящей Конкурсной документации).

5.2.2.5. Центры поддержки предпринимательства должны соответствовать следующим требованиям:

- наличие не менее 3 (трех) рабочих мест, каждое из которых оборудовано компьютером, принтером и телефоном с выходом на городскую линию и междугородную связь;

- наличие интернет-связи для всех работников центра;

- наличие помещения для оказания услуг обратившимся субъектам малого и среднего предпринимательства;

- наличие центра оперативной поддержки предпринимательства с использованием средств телефонной связи и сети Интернет.

5.2.2.6. Средства субсидии федерального бюджета направляются на:

- приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, обеспечение связи;

- оплаты работ и услуг третьих лиц, соответствующих направлениям деятельности Центра поддержки предпринимательства.

В целях получения субсидии из федерального бюджета, предусмотренной настоящим пунктом, субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления принимает на себя обязательства:

- обеспечить в течение не менее 10 лет предоставление здания (части здания) или универсальной мобильной платформы (мобильного центра поддержки предпринимательства) для Центра поддержки предпринимательства;

- обеспечить текущее финансирование деятельности Центра поддержки предпринимательства.

5.2.2.7. Направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации на финансирование Центров поддержки предпринимательства (таблица N 1):