VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Для обеспечения специальных дисциплин профессионального цикла и практики высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по профилю подготовки "Хоровое народное пение", не менее чем на 90 процентов.
7.4. При реализации ООП магистратуры вуз обязан планировать работу концертмейстеров по предмету "вокальный ансамбль" из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. При введении вузом предмета "хоровой класс" работа концертмейстеров планируется из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.5. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (творческих форм проведения занятий по исполнительским дисциплинам, репетиционных занятий, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (музыкально-исполнительская, педагогическая, научно-методическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и менеджерская, музыкально-просветительская), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, репетиционные занятия по подготовке концертных программ, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.
К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях привлекаются ведущие исследователи, специалисты-практики, деятели искусства и культуры, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.
7.6. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.7. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.8. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.10. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.14. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки творческой (музыкально-исполнительской, научно-исследовательской, организационно-управленческой и менеджерской деятельности, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, проведение мастер-классов специалистами вуза и других учреждений искусства и культуры), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.15. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам:
теория и история фольклористики;
методика преподавания профессиональных дисциплин;
практика и научно-исследовательская работа,
в том числе по дисциплинам, предполагающим в соответствии с профильной направленностью ООП работу с учебными творческими коллективами в рамках музыкально-исполнительской практики.
7.16. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.17. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и непосредственно обеспечивающих подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.
При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать педагогическую, музыкально-исполнительскую, фольклорно-этнографическую и научно-исследовательскую практики.
Конкретные виды практик определяются профильной направленностью ООП магистратуры. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в структурных подразделениях, на кафедрах вуза, на базе учебно-творческих коллективов вуза в соответствии с профильной направленностью ООП, а также в сторонних организациях (образовательных учреждениях, учреждениях культуры, социально-культурных организациях, предприятиях, НИИ, фирмах), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля музыкально-исполнительской практики обучающихся:
планирование музыкально-исполнительской работы, включающее в себя выстраивание тематики, драматургии, концепции выполнения творческого проекта;
практическая подготовка и выполнение творческого проекта;
публичная презентация выполненной работы.
В процессе выполнения музыкально-исполнительской практики и в ходе ее презентации в учебных структурах вуза с привлечением работодателей должно проводиться широкое обсуждение результатов, достигнутых обучающимся. Необходимо также дать оценку компетенциям, связанным с формированием у обучающегося достаточного уровня профессиональной этики и культуры.
Педагогическая практика проводится с обучающимися младших курсов как в активной, так и пассивной формах в самом образовательном учреждении или в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, реализующих профильные образовательные программы уровня бакалавриата.
Фольклорно-этнографическая практика проводится после первого года обучения не менее двух недель.
7.18. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами определяются виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся.
Вузами могут предусматриваться следующие виды, а также этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с имеющимися исследовательскими работами в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
7.19. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень или звание, а также опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися художественно-творческой, научно-методической или научной деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.
Общее руководство ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее пяти лет. По решению ученого совета вуза руководство ООП магистратуры может осуществляться кандидатом наук, имеющим ученое звание доцента.
Для штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. В зависимости от профиля ООП допускается одновременное руководство до десяти магистров.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, а также, в качестве исключения - Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести активную художественно-творческую деятельность в профильном виде искусства, участвовать в творческих (исследовательских) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.20. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП.
Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние десять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 50 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудио, видеофондами, мультимедийными материалами согласно профильной направленности ООП. Вуз должен иметь фонд этнографического материала.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 20 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, соответствующих профессиональному циклу.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической (музыкально-исполнительской и педагогической), научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий хореографией со специализированным оборудованием (зеркалами, хореографическими станками, звукотехническим оборудованием) и необходимым для постановки театрализованных представлений реквизитом; для проведения занятий по предметам профессионального цикла вуз должен быть обеспечен роялями; для обеспечения дисциплин профессионального цикла и практики в вузе должен быть учебный творческий коллектив, обеспеченный комплектами народных инструментов и народными костюмами.
Высшее учебное заведение должно обеспечивать обучающихся народными костюмами и танцевальной обувью для концертных выступлений, экзаменов и зачетов. Народные костюмы могут изготавливаться обучающимися самостоятельно в рамках учебных занятий, предусмотренных учебным планом вуза, в этом случае расходные материалы для изготовления костюмов приобретает вуз.
Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением для расшифровки этнографического материала.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в объеме не менее двух часов на человека в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе ремонта музыкальных инструментов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей