Новое в законодательстве Республики Бурятия

2 февраля 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюс-Бурятия", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Уточнено распределение обязанностей между Главой Республики Бурятия - Председателем Правительства Республики Бурятия, Первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия и заместителями Председателя Правительства Республики Бурятия в части координации деятельности по цифровой трансформации в курируемых отраслях. Определены обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Альхеева И.А. Скорректирован порядок замещения заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия на время их отсутствия.

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Бурятия" изложена в новой редакции. В течение срока реализации с 2024 по 2035 год программа будет направлена на достижение целей и задач, в перечень которых включены содействие развитию и укреплению институтов гражданского общества, стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, информирование населения Республики Бурятия о реализуемых ими мероприятиях. Решение задач осуществляется путем реализации программных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Республики Бурятия, и за счет наращивания их потенциала и институтов гражданского общества и обеспечения максимально эффективного его использования. К значениям показателей программы отнесены количество проведенных мероприятий, направленных на совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия и институтов гражданского общества; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку в Республике Бурятия; количество материалов, содержащих информацию о деятельности организаций и развитии гражданских инициатив.

СЕМЬЯ

В новой редакции изложена Государственная программа Республики Бурятия "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Бурятия", целью которой является повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, защиты их прав и укрепления их психического здоровья. К задачам программы отнесено развитие системы социальных, правовых, педагогических и иных мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, характеризуется снижением количества несовершеннолетних, участвующих в совершении преступлений и правонарушений, до 840 человек; совершенствование и проведение индивидуальной (групповой) профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах, характеризуется увеличением доли охвата детей, находящихся на различных видах профилактического учета (в подразделениях по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учете), дополнительным образованием, обеспечением их досуговой занятости до 88,0%; развитие региональной системы укрепления и сохранения психического здоровья и психологического благополучия среди несовершеннолетних и обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, характеризуется увеличением доли охвата несовершеннолетних, в отношении которых проведена комплексная психолого-педагогическая, социальная помощь и поддержка, от числа обучающихся образовательных организаций до 75,0%. Реализация Государственной программы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования правового и организационного характера, обеспечивающих практическое достижение целей и задач.

ЖИЛИЩЕ

В новой редакции изложена Государственная программа Республики Бурятия "Формирование комфортной городской среды". Приоритетом программы является формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями на территории Республики Бурятия. В результате реализации приоритетных направлений программы, отражающих социальные и экономические выгоды республики, будут достигнуты цели: повышение уровня благоустройства дворовых и общественных территорий; увеличение доли благоустроенных дворовых и общественных территорий; повышение в полтора раза комфортности городской среды к 2030 году; сохранение и благоустройство захоронений, в том числе воинских; увековечение памяти погибших при защите Отечества на территории Республики Бурятия. Основными задачами развития сферы реализации программы в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия являются комплексное развитие территорий проживания населения республики; обеспечение высокого уровня благоустройства дворовых территорий, улиц и парковых зон (зон отдыха); привлечение населения к контролю уровня комфортности среды обитания.

Утверждены Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды; Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию отдельных мероприятий по благоустройству общественных территорий населенных пунктов с численностью менее 1000 человек, в которых празднуются юбилейные даты со дня основания - 150 лет и более; Порядок предоставления и распределения в 2024 году субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы".

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В новой редакции изложен Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом. Согласно Порядку право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом, наряду с дополнительными гарантиями прав на жилое помещение, предусмотренными статьями 8, 8.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьями 6, 6.1 Закона Республики Бурятия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия", имеют лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей; лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, имеющие неисполненное решение суда о предоставлении иного жилого помещения взамен ранее предоставленного по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда и признанного непригодным для проживания. Уточнены перечень документов, порядок и сроки их представления для получения сертификата, порядок принятия решения о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче, срок действия сертификата, требования к жилому помещению, приобретаемому за счет средств социальной выплаты.

Наименование документа изменено на "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта". В новой редакции изложено Положение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемой на условиях софинансирования расходных обязательств Республики Бурятия из средств федерального бюджета, согласно которому получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Бурятия. Социальный контракт между подразделением республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" и получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта заключается в соответствии с установленными формами. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которая составляется с учетом различных трудных жизненных ситуаций семьи (одиноко проживающего гражданина). Определены перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно); перечень товаров первой необходимости.

Документ дополнен Положением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемой из средств республиканского бюджета, устанавливающим порядок назначения и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемой из средств бюджета Республики Бурятия, в том числе в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи". Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Бурятия. Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта составляет не более 50000 рублей.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Изменениями, внесенными в Методику расчета предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также муниципальных образований, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, уточнено, что при расчете предельного норматива на содержание органов местного самоуправления предусмотрен норматив оплаты труда с начислениями, который устанавливается в размере 663,06 тыс. рублей в год на 1 депутата, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, муниципального служащего для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, кроме городского округа "Город Улан-Удэ". Для городского округа "Город Улан-Удэ" норматив оплаты труда с начислениями устанавливается в размере 632,64 тыс. рублей в год на 1 депутата, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, муниципального служащего.

Согласно изменениям, внесенным в Методику расчета предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений в Республике Бурятия, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также муниципальных образований, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, норматив оплаты труда с начислениями на 1 депутата, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, муниципального служащего увеличен с 467,81 до 522,54 тыс. рублей.

Наименование документа изменено на "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета ООО "КРДВ Бурятия", Фонду регионального развития Республики Бурятия и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 N 272 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика". Терминология документа приведена в соответствие с действующим законодательством в части замены слов "Управляющая компания территорий опережающего развития в Республике Бурятия" словами "ООО "КРДВ Бурятия". Изменениями, внесенными в Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета ООО "КРДВ Бурятия" на развитие территорий опережающего развития в Республике Бурятия, установлено, что целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат, необходимых для обеспечения деятельности и функционирования ООО "КРДВ Бурятия", осуществляющего функции по управлению территориями опережающего развития в Республике Бурятия, а также выполнение работ, связанных с осуществлением функций по управлению территориями опережающего развития "Бурятия". Уточнены требования к соглашению о предоставлении из республиканского бюджета субсидии. Предусмотрено, что получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владениями активами в Российской Федерации, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25% (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). Определено, что результатом предоставления субсидии является обеспечение организационно-технической подготовки пакетов документов для заключения соглашений об осуществлении деятельности в рамках ТОР в Республике Бурятия, а также в целях принятия решения о расширении ТОР в Республике Бурятия.

Кроме того, уточнен Порядок определения объема и предоставления субсидий в качестве добровольного имущественного взноса учредителя некоммерческой организации "Фонд регионального развития Республики Бурятия" на ведение уставной деятельности по привлечению инвестиций.

Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является подписание соглашений между муниципальными образованиями и Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении иного межбюджетного трансферта в рамках инфраструктурных проектов. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения. Размер иных межбюджетных трансфертов определяется исходя из сметы на осуществление мероприятий по строительству и реконструкции сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, утвержденной муниципальным образованием, с подтверждением достоверной сметной стоимости, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Главным распорядителем средств республиканского бюджета, предусмотренных для предоставления иных межбюджетных трансфертов, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения. Ответственность за целевое и эффективное использование иных межбюджетных трансфертов несут администрации муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством.

Изменениями, внесенными в постановление Правительства Республики Бурятия от 09.09.2014 N 432 "О Положении о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия", в новой редакции изложен Порядок предоставления субсидий из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Предоставление субсидии осуществляется в текущем финансовом году в размере, определенном распоряжением Правительства Республики Бурятия о выделении средств из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия. Уточнены условия и порядок предоставления субсидий; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение.

Согласно изменениям, внесенным в Порядок управления средствами, иным образом зарезервированными в составе утвержденных бюджетных ассигнований Министерства финансов Республики Бурятия на увеличение стоимости основных средств исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и их подведомственных учреждений, утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.02.2009 N 61 "Об управлении средствами, иным образом зарезервированными в составе утвержденных бюджетных ассигнований Министерства финансов Республики Бурятия на увеличение стоимости основных средств исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и их подведомственных учреждений", исключена норма, в соответствии с которой Министерство финансов Республики Бурятия направляло информацию о принятых решениях по выделению средств на увеличение стоимости основных средств исполнительных органов государственной власти и их подведомственных учреждений в Народный Хурал Республики Бурятия и Счетную палату Республики Бурятия.

Внесенными изменениями установлено, что субсидии учреждению предоставляются в том числе на проведение строительно-технической экспертизы выполненных работ; реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства" изложена в новой редакции. Основными направлениями реализации государственной политики в сфере транспорта, энергетики и дорожного хозяйства являются энергосбережение и повышение энергетической эффективности; создание условий для функционирования и развития местных и международных транспортных маршрутов; сохранность сети автодорог регионального значения за счет содержания и ремонта, строительства и реконструкции автодорог, искусственных сооружений; снятие инфраструктурных ограничений на территориях перспективного развития. Цель государственной программы - обеспечение устойчивого развития транспорта, информатизации, связи, энергетики и дорожного хозяйства. Определены перечень целевых индикаторов программы, перечень задач государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы; порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках государственной программы.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Лесной план Республики Бурятия изложен в новой редакции.

Внесенными изменениями Положение о рекреационной местности местного значения "Байкальский прибой - Култушная" Кабанского района признано утратившим силу.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Внесенными изменениями куратором проекта определен заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия - Руководитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Гулгенов А.Ц.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов установлены перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальную программу обязательного медицинского страхования, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.