Обзор законопроектов
18 ноября 2022 года
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Правительство РФ предлагает усилить контроль за осуществлением иностранных инвестиций в стратегически значимые сектора экономики.
Так, предусматривается распространить положения Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" на регулирование следующих правоотношений:
- получение лицензий (иных разрешительных документов) на осуществление стратегического вида деятельности организацией, находящейся под контролем иностранного инвестора, если такой контроль был установлен, когда организация этого вида деятельности не осуществляла;
- совершенствование порядка получения права на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Законопроектом также предусматривается внесение корреспондирующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральный закон "О транспортной безопасности" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", за исключением случаев, связанных с предоставлением прав пользования участками недр федерального значения.
В целях ужесточения контроля за сделками, которые могут повлечь установление контроля со стороны иностранных государств над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, Правительством РФ предлагается:
- оптимизировать процедуру принятия решения о необходимости предварительного согласования сделок, совершаемых иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, в т.ч. порядок предварительного согласования сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями. При этом планируется определить перечень хозяйственных обществ, в отношении которых в обязательном порядке будет применяться данная процедура;
- закрепить критерии, которыми должны будут руководствоваться заинтересованные федеральные органы власти и организации при подготовке предложений в рамках вышеуказанной процедуры;
- предусмотреть обязанность иностранного инвестора либо входящего с ним в одну группу лица подавать в соответствующий уполномоченный орган ходатайство о предварительном согласовании сделки в предусмотренном порядке;
- расширить перечень документов и сведений, предоставляемых в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих госконтролю;
- установить особенности рассмотрения ходатайства о предварительном согласовании сделки, подаваемого в порядке, предусмотренном законодательством об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, включая основания для продления срока рассмотрения ходатайства и отказа в его удовлетворении.
Законопроект подготовлен в связи с установлением государственного регулирования процедуры технологического присоединения к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов третьих лиц.
Закрепляется ответственность субъекта естественной монополии за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам.
Данный законопроект предусматривает запрет монополистической деятельности лицам, использующим в информационно-телекоммуникационных сетях программы для заключения сделок продавцов и покупателей.
В этой связи вводится понятие "сетевой эффект" - влияние хозяйствующего субъекта, обеспечивающего посредством использования программы (совокупности программ) для ЭВМ в информационно-телекоммуникационных сетях, в т.ч. в сети Интернет, совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, на общие условия обращения товаров на товарном рынке, на котором осуществляется взаимодействие таких продавцов и покупателей, за счет увеличения числа таких продавцов и покупателей.
Планируется, что нормы, устанавливающие запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, будут применяться также к хозяйствующим субъектам, использующим цифровые платформы при соблюдении ряда условий:
- сетевой эффект от использования платформы дает хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на этой цифровой платформе;
- доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями, превышает 35% от общего объема в стоимостном выражении сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
- выручка хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 млрд. руб.
Кроме того, компании должны будут согласовывать с ФАС России сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд. руб.
Законопроектом расширяется институт экспертизы. Предлагается назначать экспертизу при рассмотрении антимонопольным органом ходатайств, а также в случаях необходимости обеспечения контроля исполнения предписания.
Предусматриваются правила назначения экспертов. В частности, эксперт может назначаться как по инициативе антимонопольного органа, так и по ходатайству заявителей или лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Закрепляется возможность заявления отвода эксперта, а также устанавливаются требования к эксперту.
Правительство РФ выступило с инициативой о принудительной продаже акций организаций, нарушивших требования оптового рынка электроэнергии и мощности. Соответствующий документ принят в первом чтении.
Принудительная продажа акций будет возможна в случае несоблюдения юрлицами, ИП, а также аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка требования о запрете совмещения деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Законопроект разработан в целях развития арендных отношений в торговых комплексах в России.
Разработчики проекта Закона предлагают уточнить субъектный состав хозяйствующих субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ за действия арендатора, нарушающие нормы трудового и миграционного законодательства. Из указанного субъектного состава планируется исключить добросовестных арендодателей, у которых нет возможности осуществлять контроль за привлечением арендатором иностранных лиц и лиц без гражданства к легальной трудовой деятельности.
Рассматриваемым законопроектом предлагается сократить перечень сведений, которые должны содержаться в уставах некоммерческих организаций.
Так, планируется разрешить не указывать в уставе некоммерческой организации сведения о ее филиалах и представительствах, источниках формирования имущества, порядке внесения изменений в учредительные документы и порядке реорганизации и (или) ликвидации.
В то же время в устав можно будет включать иные положения, не противоречащие действующему законодательству.
Депутаты ГД СФ РФ планируют законодательно закрепить срок принятия решения о выплате страховой суммы или об отказе в выплате страховой суммы в случаях, когда обстоятельства, от которых зависит принятие данного решения, подлежат установлению судом.
Законопроект разработан в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда РФ, закрепленной в Постановлении от 26.04.2018 N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.В. Матросова".
Так, планируется установить, что при наличии спора о праве на получение страховых выплат, в т.ч. по иску страховщика, поданному в целях установления обстоятельств, указанных в абз. 3 и 4 п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона, срок, в который страховщик обязан произвести выплату страховых сумм, приостанавливается до вступления в силу судебного решения по такому спору.
Законопроект подготовлен в связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 02.12.2021 N 51-П, которым предписывалось определить механизм информирования регистрирующим органом, помимо обычного опубликования соответствующего решения, гаражного кооператива, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из единого государственного реестра, и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени такого кооператива, об указанном решении и о возможности направить в регистрирующий орган возражения при продолжении осуществления кооперативом уставной деятельности.
В целях реализации указанного Постановления законопроектом предлагается установить, что регистрирующие органы обязаны:
- применять дополнительные способы информирования некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости или потребительских кооперативов, и лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени таких организаций, о принятии решения о предстоящем исключении указанных юрлиц из ЕГРЮЛ;
- предоставлять юрлицам возможность направить в регистрирующий орган возражения против предстоящего исключения из реестра при продолжении осуществления такими некоммерческими организациями уставной деятельности.
Согласно законопроекту высаживать из общественного транспорта инвалидов-безбилетников будет запрещено.
В частности, предусматривается запрет на высадку из общественного транспорта в ближайшем остановочном пункте за отсутствие билета или проездного документа инвалидов I группы, следующих без сопровождающего лица.
ГД ФС РФ одобрила в первом чтении предложение о предоставлении ипотечных каникул для пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Авторы законопроекта предлагают дополнить перечень трудных жизненных ситуаций, включив в него чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Это касается граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных в жилом помещении многоквартирного дома или в индивидуальном жилом доме в границах зоны населенного пункта чрезвычайной ситуации.
Обращение к кредитору с требованием о применении льготного периода кредитования может быть направлено заемщиком в течение шести месяцев с момента признания заемщика пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Законопроект разработан в целях совершенствования и развития арендных отношений в сфере использования лесов, обеспечения прозрачности и обоснованности предоставления лесных участков для реализации крупных (в т.ч. межрегиональных) инвестиционных проектов в области освоения лесов, развития лесной промышленности, декриминализации лесного комплекса и стимулирования деятельности добросовестных арендаторов лесных участков.
Так, предлагается наделить органы государственной власти Российской Федерации в сфере лесных отношений полномочиями по принятию решений о предоставлении лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и заключению договоров аренды таких лесных участков.
Кроме того, авторами проекта Закона предусматривается:
- уточнение условий, при соблюдении которых арендатор находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка имеет право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок без проведения торгов;
- закрепление особенностей изменения и расторжения договора аренды лесного участка, а также оснований для одностороннего отказа арендодателя от исполнения такого договора;
- установление требования к гражданам и юридическим лицам, подающим заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины либо договора купли-продажи лесных насаждений, о владении ими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.
ФИНАНСЫ
В целях обеспечения адаптации российской экономики к условиям внешнего санкционного давления путем унификации и стандартизации предоставления субсидий юрлицам, ИП и физлицам - производителям товаров, работ, услуг Правительством РФ предлагается:
- закрепить основания для установления Правительством РФ порядка проведения отбора получателей субсидий и единых правил их предоставления, а также основания для отбора получателей субсидий, в т.ч. грантов в форме субсидий, в ГИИС "Электронный бюджет" или на других сайтах в Интернете. При этом требование о проведении такого отбора в указанных информационных системах предлагается ввести поэтапно;
- упростить доступ потенциальных получателей субсидии к информации о предоставлении субсидий;
- предусмотреть размещение на едином портале бюджетной системы РФ информации о субсидиях, планируемых к предоставлению из бюджетов бюджетной системы РФ, а также сведений о проведении отбора получателей субсидии. Планируется не размещать сведения о субсидиях и (или) их получателях, если эта информация будет содержать гостайну или ограничения в доступе;
- расширить полномочия Казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере;
- разрешить получателю бюджетных средств заключать государственные и муниципальные контракты и иные договоры, предусматривающие исполнение обязательств за пределами срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, а также вносить изменения в ранее заключенные такие контракты и договоры.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Законопроект разработан в целях увеличения объемов органической продукции на российском рынке.
Разработчики проекта Закона предлагают предоставить самозанятым российским производителям, желающим пройти сертификацию органического производства, такую же возможность доступа для включения в Единый государственный реестр производителей органической продукции, как и физическим лицам - производителям органической продукции, являющимся ИП.
Также предусматривается возможность включения в указанный реестр иностранных юридических и физических лиц, прошедших сертификацию органического производства в соответствии с Федеральным законом "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность за незаконную деятельность коллекторов.
Уголовная санкция по новой статье 172.4 УК РФ подразумевает широкий спектр наказаний вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В качестве меры ответственности за совершение деяний организованной группой устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
ПРАВОСУДИЕ
Законопроект разработан Верховным Судом РФ в целях оптимизации отдельных процессуальных процедур, осуществляемых судом в рамках как судебного контроля, так и судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций.
В частности, предлагается:
- увеличить с 5 до 14 суток срок, в течение которого судья должен приступить к рассмотрению жалобы в судебном заседании, за исключением жалоб на действия (бездействие) и решения при производстве дознания в сокращенной форме;
- сократить процедуру оглашения приговора или иного итогового судебного решения;
- увеличить срок на апелляционное обжалование судебного решения с 10 до 15 суток;
- уточнить порядок апелляционного производства с учетом дифференциации процесса в зависимости от предмета обжалования.
В целях стимулирования профессионального роста судей, сохранения высокого кадрового потенциала в сфере правосудия и повышения его качества Верховный Суд РФ предложил законопроект по вопросу присвоения судье квалификационного класса выше предельного, предусмотренного по замещаемой должности.
В частности, предлагается установить, что судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, может быть присвоен более высокий квалификационный класс не только без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, а также выше предельного, но не более чем на один выше квалификационного класса, предусмотренного по замещаемой должности судьи.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Правительство РФ предлагает уравнять социальные права прокурорских работников и сотрудников СК России.
Так, планируется установить, что стоимость проезда к месту лечения в санаторно-курортной организации, подведомственной СК России, и обратно оплачивается одному из членов семьи сотрудника СК России и одному из членов семьи сотрудника СК России, уволенного из следственных органов или учреждений СК России и ставшего инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в следственных органах или учреждениях СК России.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ