Обзор законопроектов
11 ноября 2022 года
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ЖИЛИЩЕ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Проектом Закона предлагается продлить срок для переноса останков советских воинов.
Так, закрепляется возможность продления срока ограничения в виде запрета на проведение строительных, земляных, дорожных и других работ, в результате которых непогребенные останки погибших при защите Отечества или неизвестные воинские захоронения могут быть повреждены или перемещены с места обнаружения, на три месяца.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Сенаторы предлагают установить эквивалентность термина "органический" и термина "биодинамический", а также их сокращений и обозначений "эко", "био" в целях маркировки органической продукции и ее рекламы.
По мнению разработчиков, введение эквивалентности приведет к необходимости подтверждения заявленных характеристик продукции, что, в свою очередь, снизит долю продукции, вводящей потребителей в заблуждение.
Пакет законопроектов, уточняющих ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов, прошел первое чтение в ГД ФС РФ.
Основная цель документов - совершенствование эффективности регулирования института иностранных агентов, а также согласование норм уголовного законодательства с положениями Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Предлагается расширить состав категорий лиц, на которых будет распространяться административная и уголовная ответственность, в отношении юридических и физических лиц, СМИ, а также различных общественных организаций, действующих без образования юридического лица, которые являются субъектами реестра иноагентов.
Максимальный размер административного штрафа составит 1 млн. руб., а злостное уклонение иноагентов от исполнения предусмотренных законом обязанностей может повлечь уголовную ответственность с наказанием до двух лет лишения свободы.
ГД ФС РФ приняла в первом чтении поправки об ответственности субъектов критической информационной инфраструктуры.
Устанавливаются меры ответственности субъектов критической информационной инфраструктуры за представление недостоверных сведений во ФСТЭК России, в т.ч. о категорировании объектов критической информационной инфраструктуры.
За повторное нарушение также устанавливается ответственность. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., организации - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
ЖИЛИЩЕ
Законопроект разработан в целях изменения срока вступления в силу положений о продлении органами государственного жилищного надзора лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предусмотренного в Федеральном законе от 31.12.2017 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, планируется перенести начало исчисления пятилетнего срока действия указанной лицензии с 11.01.2018 на 01.06.2018, что позволит продлить ее срок до 01.06.2023.
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания жителей многоквартирных домов путем создания дополнительных условий, препятствующих деятельности недобросовестных и малоэффективных управляющих организаций по управлению многоквартирными домами.
Так, авторами проекта Закона предлагается вносить в реестр дисквалифицированных лиц сведения о лицах, являвшихся учредителями (участниками) лицензиата, лицензия которого аннулирована.
Корреспондирующие изменения предусматриваются в лицензионные требования к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Указанное дополнительное лицензионное требование планируется не применять в отношении органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, осуществлявшего функции и полномочия учредителя лицензиата, лицензия которого аннулирована.
Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 55-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 44, ч. 5 ст. 46, п. 5 ч. 2 ст. 153 и ст. 158 Жилищного кодекса РФ. Указанные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой их применение в судебной практике для восполнения пробела в регулировании отношений, касающихся имущества общего пользования в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой, не гарантирует при определении порядка и условий установления и взимания, состава и размера платы за управление таким имуществом и его содержание - в отсутствие специально предназначенных для этого законодательных положений и договора собственника земельного участка с управляющей организацией - справедливый баланс прав и обязанностей, а также законных интересов субъектов указанных отношений.
В связи с этим Правительство РФ подготовило проект Федерального закона, который регулирует отношения, связанные с функционированием жилых комплексов, управлением имуществом общего пользования в жилых комплексах и его содержанием, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества собственников индивидуальных жилых домов, земельных участков и иных объектов в жилых комплексах.
Законопроектом предлагается закрепить понятия "жилой комплекс", "имущество общего пользования". Предусматривается порядок распоряжения, содержания и управления имуществом, находящимся в долевой собственности.
Отдельно регулируются отношения, связанные с использованием имущества, не находящегося в долевой собственности собственников индивидуальных жилых домов и иных объектов недвижимости в жилых комплексах. Так, предусматривается, что в случае, если в границах территории жилого комплекса расположено имущество, которое не находится в долевой собственности, владение и пользование таким имуществом собственниками и арендаторами осуществляются по соглашению с собственником такого имущества с учетом особенностей, установленных рассматриваемым проектом Федерального закона. При этом собственник имущества, не находящегося в долевой собственности, вправе устанавливать плату за пользование таким имуществом. Исчерпывающий перечень расходов, которые подлежат возмещению собственниками при использовании имущества, не находящегося в долевой собственности, а также порядок отнесения такого имущества к имуществу, не находящемуся в долевой собственности, будут устанавливаться Правительством РФ.
Закрепляются особенности проведения общего собрания собственников индивидуальных жилых домов, земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, и иных объектов недвижимости в границах территории жилого комплекса в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также возможность выбора одного из трех способов управления имуществом общего пользования: непосредственное управление, товарищество собственников недвижимости или управляющая организация. В случае если собственниками способ управления не выбран или не реализован, управление имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется непосредственно собственниками.
Кроме того, решаются вопросы предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с ТКО.
Разработчики проекта Закона планируют предоставить право собственникам индивидуальных жилых домов, земельных участков и иных объектов, которые используются как имущество общего пользования для удовлетворения потребностей всех собственников индивидуальных жилых домов или собственников земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой до вступления в силу законопроекта документация по планировке территории утверждена либо не утверждена, инициировать процедуру проведения общего собрания собственников для принятия решения о признании жилым комплексом совокупности таких индивидуальных жилых домов, земельных участков и иных объектов общего пользования.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Законодатели конкретизировали положения ТК РФ о дополнительных выходных днях лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Так, устанавливается, что однократно в течение календарного года допускается использование до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году.
Порядок согласования с работодателем графика их предоставления при использовании более четырех дополнительных оплачиваемых дней подряд будет определен Правительством РФ.
Правительство РФ обязало работодателей оплачивать проезд вахтовиков до места работы. Соответствующие нормы будут включены в ТК РФ.
Закрепляется, что доставка работников от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно будет осуществляться за счет средств работодателя.
При этом работодатель может компенсировать стоимость проезда работника от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора). Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Данный законопроект разработан в целях установления величины прожиточного минимума на 2023 и 2024 годы в особом порядке.
Учитывая высокую прогнозируемую инфляцию на 2022 - 2024 годы, а также сложившийся медианный доход за 2021 год (30083 руб.) и его прогнозируемый уровень за 2022 год, которые не позволяют использовать при установлении величины прожиточного минимума на 2023 и 2024 годы действующее соотношение величины прожиточного минимума с медианным доходом в 44,2%, законопроектом предлагается приостановить действующие нормы Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в целях установления величины прожиточного минимума на 2023 - 2024 годы исходя из прогнозируемой границы бедности по итогам 2023 (14375 руб.) и 2024 (15049 руб.) годов.
Законопроектом устанавливается, что в 2023 г. и в плановый период 2023 и 2024 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс предусматривается, что организации будут уплачивать страховые взносы в размере 60% установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
ГД ФС РФ одобрила в первом чтении пакет законопроектов, направленных на создание целостной системы мер социальной поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей.
Так, проектом Закона N 201623-8 предлагается ввести единый подход к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет и ежемесячного пособия беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, установив универсальное пособие, предоставляемое указанным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке.
Закрепляются основания и условия для назначения универсального пособия, особенности расчета среднедушевого дохода семьи, а также размеры универсального пособия беременным женщинам и гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет.
При определении права на универсальное пособие дополнительно планируется учитывать наличие движимого и недвижимого имущества, доходов от вкладов, а также причины отсутствия доходов у лица, имеющего право на универсальное пособие, и (или) у трудоспособных членов его семьи.
Определяются органы, за которыми будут закреплены функции по назначению и выплате универсального пособия, порядок и способы подачи заявления для его назначения.
Выплату универсального пособия предлагается осуществлять за счет средств федерального и региональных бюджетов, которые в форме субвенции будут передаваться в ПФ РФ и ФСС РФ.
Законопроектом N 201624-8 вносятся корреспондирующие изменения в Федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в целях реализации универсального подхода к предоставлению мер социальной поддержки беременным женщинам и семьям с детьми в возрасте до 17 лет.
Законопроектом планируется распространить на 2025 год механизм определения ПФ РФ сумм страховых взносов исходя из направления полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии (страховой пенсии) с индексацией расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (определением величины индивидуального пенсионного коэффициента).
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В целях оптимизации основных производственных фондов с повышением экономической эффективности использования водных биоресурсов и дальнейшего развития механизма инвестиционных квот Правительством РФ предлагается:
- установить новые виды квот добычи (вылова) водных биоресурсов, включая крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, предоставляемые в инвестиционных целях в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства. При этом предлагается дополнительно выделить 20% общих допустимых уловов (далее - ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ некоторых видов крабов в определенных районах промысла, а также 100% ОДУ морских гребешков, трубачей, морских ежей (серых и черных), трепангов;
- определить правила добычи (вылова) моллюсков и прочих беспозвоночных в инвестиционных целях, обязательные требования к договору о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) указанных биоресурсов, а также предусмотреть необходимость проведения в электронной форме аукционов по продаже права на заключение такого договора;
- закрепить условие принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае нарушения обязательства инвестора о производстве рыбной и иной продукции из уловов водных биоресурсов в рамках инвестиционных квот в объеме не менее 70% таких квот в течение 2 лет подряд с момента распределения инвестиционных квот на береговой объект инвестиций.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Законодатели подготовили документ о распространении режима налоговой тайны на сведения, полученные банками от налоговых органов.
Предлагается включить в состав сведений, составляющих налоговую тайну, данные о снятии с учета физлиц в связи со смертью. Банки смогут получать сведения о государственной регистрации смерти клиентов, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в рамках межведомственного взаимодействия в целях оперативного и своевременного приостановления прижизненных операций по счетам (вкладам) умерших клиентов.
Законопроект подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 09.11.2021 N 47-П, признавшего ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования допускает привлечение соучредителя зарегистрированного (подлежащего регистрации в силу требований закона) СМИ к административной ответственности за изготовление или распространение продукции СМИ, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся состава соучредителей, в случае смерти кого-либо из них, без учета при таком привлечении действий (бездействия) как этого, так и иных соучредителей СМИ, предпринятых ими для исполнения соответствующей обязанности, и при отсутствии нормативно установленного срока для ее исполнения.
В связи с этим предлагается установить месячный срок для исполнения обязанности соучредителя (соучредителей) СМИ по внесению изменений в запись о регистрации СМИ в случае изменения состава соучредителей в связи со смертью или объявлением умершим физического лица - соучредителя СМИ.
ГД ФС РФ поддержала в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с заключением и исполнением концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП), муниципально-частном партнерстве (далее - МЧП) в сфере искусственного интеллекта и других информационных технологий (далее - ИТ).
Так, законопроектом предлагается снять ограничения на заключение соглашений о МЧП в отношении ИТ (программ для ЭВМ, баз данных, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы, базы данных).
При этом планируется закрепить полномочия органов местного самоуправления на принятие решений о заключении концессионных соглашений в отношении объектов ИТ, исключительное право на которые и (или) право использования которых принадлежат муниципальному образованию. Объекты ИТ смогут выступать объектами таких соглашений как самостоятельно, так и с техническими средствами обеспечения их функционирования.
Кроме того, устанавливается возможность использования существующих результатов интеллектуальной деятельности не только при переработке (модификации) объекта ИТ, как это предусмотрено сейчас, но и при разработке новых объектов ИТ.
Согласно законопроекту концессионер наделяется правом осуществления предусмотренной концессионным соглашением предпринимательской и иной деятельности с использованием любого объекта ИТ или объекта ИТ вместе с техническими средствами, обеспечивающими их функционирование, являющимися объектами концессионного соглашения.
Разработчики предлагают детализировать порядок направления инициативного предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов ИТ с учетом принадлежности исключительного права на них и (или) права их использования Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Законопроектом уточняется порядок отражения на балансе концессионера объекта концессионного соглашения, а также начисления амортизации такого объекта.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня государств, чьи граждане смогут получать визы на срок до полугода.
В частности, закрепляется, что обыкновенная туристическая виза на основании подтверждения о бронировании места в гостинице или ином средстве размещения, сведения о которых содержатся в едином перечне классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, оформляется гражданам иностранных государств, перечень которых определяется Правительством РФ.
Кроме того, предлагается дополнить перечень оснований для выдачи иностранному гражданину визы подтверждением о бронировании места в гостинице.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Правительство РФ предлагает расширить перечень оснований введения режима особых условий в исправительных учреждениях.
Для этого подготовлены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, согласно которым режим особых условий в исправительном учреждении может быть введен в случаях введения на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина), а также при захвате заложников в исправительном учреждении, массовых беспорядках, групповом неповиновении осужденных, при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение или при введении ограничительных мероприятий (карантина) в пределах исправительного учреждения.
Законопроектом предусматривается, что в период действия режима особых условий отдельные права осужденных могут быть реализованы в порядке, установленном Минюстом России. В частности, предлагается регламентировать порядок реализации прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, а также выезды за пределы исправительных учреждений в зависимости от оснований введения режима особых условий.
Законопроектом предлагается расширить перечень информации и технологий, которые нельзя передавать иностранцам.
В частности, незаконные экспорт из Российской Федерации или передача иностранному лицу или его представителю товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ для иностранного лица или его представителя либо незаконное оказание услуг иностранному лицу или его представителю, в отношении которых заведомо для виновного установлен экспортный контроль, будет наказываться лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Также устанавливаются повышенные меры ответственности за незаконные экспорт, передачу и контрабанду оружия массового поражения, средств его доставки, а также предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения или средств его доставки.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ