Злоупотребление доминирующим положением
Подборка наиболее важных документов по запросу Злоупотребление доминирующим положением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Антимонопольный орган вменил злоупотребление доминирующим положением
(КонсультантПлюс, 2025)1. Антимонопольный орган вменил злоупотребление доминирующим положением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Поддержка конкуренции. Рекомендуется обеспечить равные для всех субъектов предпринимательской деятельности экономические возможности по коммерциализации использования систем ИИ, возможности защиты от злоупотреблений доминирующим положением и соглашений, ограничивающих конкуренцию на территории государств - участников СНГ. Также рекомендуется обеспечить равный доступ к данным из государственных и муниципальных информационных систем, необходимым для обучения ИИ.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Поддержка конкуренции. Рекомендуется обеспечить равные для всех субъектов предпринимательской деятельности экономические возможности по коммерциализации использования систем ИИ, возможности защиты от злоупотреблений доминирующим положением и соглашений, ограничивающих конкуренцию на территории государств - участников СНГ. Также рекомендуется обеспечить равный доступ к данным из государственных и муниципальных информационных систем, необходимым для обучения ИИ.
Статья: Как банки проиграли антимонопольный спор с операторами связи
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Если злоупотребление доминирующим положением причинило компании убытки, то пострадавшая сторона может обратиться в суд с иском об их взыскании. Статья 15 ГК РФ позволяет требовать возмещения следующих убытков:
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Если злоупотребление доминирующим положением причинило компании убытки, то пострадавшая сторона может обратиться в суд с иском об их взыскании. Статья 15 ГК РФ позволяет требовать возмещения следующих убытков:
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 23. Формы злоупотребления доминирующим положением
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 23. Формы злоупотребления доминирующим положением
Статья: Личные неимущественные права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Статья: Об оценке действий хозяйствующих субъектов - владельцев цифровых платформ в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)В статье рассматриваются тенденции, связанные с развитием электронной торговли, которая, с одной стороны, способствует развитию предпринимательства и упрощает для потребителей доступ к необходимым товарам, с другой стороны, приводит к созданию антиконкурентных практик, совершаемых хозяйствующими субъектами - владельцами цифровых платформ (агрегаторами и маркетплейсами). Автор указывает на последние изменения в законодательстве, которые призваны обеспечить правомерность функционирования цифровых платформ, прежде всего маркетплейсов, и приводит результаты анализа подходов, сложившихся в практике антимонопольного органа в рамках пресечения злоупотреблений доминирующим положением, картелей и недобросовестной конкуренции. Сделан вывод о том, что в условиях развития электронной торговли, вытесняющей классический ритейл, ключевым является всесторонний подход к оценке антиконкурентного поведения, поскольку в одном случае нарушителем может являться хозяйствующий субъект - владелец цифровой платформы, в другом случае цифровая платформа становится площадкой для совершения нарушений со стороны продавцов, реализующих свои товары на цифровых платформах (маркетплейсах).
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)В статье рассматриваются тенденции, связанные с развитием электронной торговли, которая, с одной стороны, способствует развитию предпринимательства и упрощает для потребителей доступ к необходимым товарам, с другой стороны, приводит к созданию антиконкурентных практик, совершаемых хозяйствующими субъектами - владельцами цифровых платформ (агрегаторами и маркетплейсами). Автор указывает на последние изменения в законодательстве, которые призваны обеспечить правомерность функционирования цифровых платформ, прежде всего маркетплейсов, и приводит результаты анализа подходов, сложившихся в практике антимонопольного органа в рамках пресечения злоупотреблений доминирующим положением, картелей и недобросовестной конкуренции. Сделан вывод о том, что в условиях развития электронной торговли, вытесняющей классический ритейл, ключевым является всесторонний подход к оценке антиконкурентного поведения, поскольку в одном случае нарушителем может являться хозяйствующий субъект - владелец цифровой платформы, в другом случае цифровая платформа становится площадкой для совершения нарушений со стороны продавцов, реализующих свои товары на цифровых платформах (маркетплейсах).
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Злоупотребление доминирующим положением
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Злоупотребление доминирующим положением
Статья: Эффективность антимонопольного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Правила недискриминационного доступа как мера предупреждения
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Правила недискриминационного доступа как мера предупреждения
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Недопустимость злоупотребления доминирующим положением
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Недопустимость злоупотребления доминирующим положением
Статья: Реализация отраслевых принципов конкурентного права в конкурентной политике России
(Шмелева Д.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Применительно к российским реалиям речь может идти не только о национальной конкурентной политике, но и соотношении ее с вектором развития ЕАЭС, что позволяет говорить в отдельных случаях и о наднациональной конкурентной политике <7>. Конкурентная политика ЕАЭС направлена на создание единого рынка, в котором обеспечиваются равные условия для всех участников и предотвращается антиконкурентное поведение. ЕАЭС - это интеграционное объединение, состоящее из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и России, которое работает в рамках единого экономического пространства. С момента его организации было важно создать механизмы регулирования конкуренции, которые бы соответствовали интересам всех стран-членов и предотвращали монополизацию, злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные практики.
(Шмелева Д.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Применительно к российским реалиям речь может идти не только о национальной конкурентной политике, но и соотношении ее с вектором развития ЕАЭС, что позволяет говорить в отдельных случаях и о наднациональной конкурентной политике <7>. Конкурентная политика ЕАЭС направлена на создание единого рынка, в котором обеспечиваются равные условия для всех участников и предотвращается антиконкурентное поведение. ЕАЭС - это интеграционное объединение, состоящее из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и России, которое работает в рамках единого экономического пространства. С момента его организации было важно создать механизмы регулирования конкуренции, которые бы соответствовали интересам всех стран-членов и предотвращали монополизацию, злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные практики.