Страны фатф

Подборка наиболее важных документов по запросу Страны фатф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Международный опыт борьбы с агрессивными методами налогового планирования путем указания на отмывание денег на примере Российской Федерации и Республики Индия
(Гисматуллина А.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)
С 2003 г. Российская Федерация является страной - участницей группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), профильной международной организацией, которая "устанавливает стандарты в отношении мер, направленных на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения" <4>. Членство России в группе означает как приведение национального законодательства в полное соответствие с рекомендациями ФАТФ, представляющими собой "свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране-участнице эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма" <5>, так и полное соблюдение последних. В то же время относить рекомендации к soft law позволяет то обстоятельство, что, принимая во внимание национальную специфику и особенности правовых систем стран-участниц, они наделены гибкостью в вопросе практического применения данных положений. На наш взгляд, особого внимания в контексте рассматриваемой темы заслуживает, например, рекомендация 12, посвященная публичным должностным лицам и сводящаяся к тому, что при их обращении за услугами в кредитные учреждения в их отношении должен проводиться особый контроль, а именно - использование соответствующих систем управления рисками, установление источника благосостояния, получение старшего руководства на установление деловых отношений и осуществление углубленного и постоянного мониторинга таких отношений <6>. Интерес данного положения состоит в том, что оно является одновременно и "антиотмывочной", и антикоррупционной мерой. Помимо имплементации в национальное законодательство данного правила, под влиянием рекомендаций ФАТФ также подвергся изменению отечественный подход в отношении контроля за деятельностью юридических лиц. В частности, как отмечено в исполнительном резюме отчета о взаимной оценке Российской Федерации, "требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юридических лиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности" <7>. Эти и другие значительные шаги вперед на пути укрепления национальной "антиотмывочной" политики нашей страны позволили ей в 2019 г. войти в пятерку стран, занимающих лидирующее положение по эффективности национальной "антиотмывочной" системы в мире. Наряду с этим сложно переоценить роль, которую играет Россия в развитии глобальной "антиотмывочной" сети в Евразийском регионе, будучи полноправным членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - одной из региональных групп по типу ФАТФ. С учетом сложившейся геополитической ситуации и соответствующего заявления группы "Об ограничении роли и влияния Российской Федерации в ФАТФ" наша страна не покидает ряды членов организации, продолжая исполнять установленные международные обязательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Более того, Федеральная служба по финансовому мониторингу "во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и частным сектором продолжит совершенствование национальной "антиотмывочной" системы, а также международное сотрудничество в соответствии со своими правовыми обязательствами и на основе принципа взаимности" <8>.

Нормативные акты

"Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"
(Заключена в г. Варшаве 16.05.2005)
2. КС выполняет функции в соответствии с подпунктом "a" пункта 1 путем использования любых доступных публичных отчетов Избранного Комитета Экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ) (для стран-членов МАНИВЭЛ) или любых доступных публичных отчетов ФАТФ (для стран-членов ФАТФ), дополненных периодическими вопросниками о самооценке в соответствующих случаях. Процедура мониторинга охватывает сферы, урегулированные настоящей Конвенцией, но только в том случае, когда такие вопросы не подпадают под регулирование иных соответствующих международных стандартов, по которым проводятся взаимные оценки ФАТФ и МАНИВЭЛ.