Сговор заказчика и поставщика

Подборка наиболее важных документов по запросу Сговор заказчика и поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2021 N Ф05-8189/2021 по делу N А40-39112/2020
Требование: О признании договора недействительным, о применении последствий недействительности сделки.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик при заключении договора не намеревался исполнять свои обязательства по поставке товара, товар в действительности поставлен не был.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказательств умышленного введения истца ответчиком в заблуждение относительно обстоятельств, имеющих существенное значение для заключения договора поставки, в том числе относительно наименования, количества и стоимости поставляемого товара, сроков поставки, не представлено. Неисполнение обязательств по договору само по себе по смыслу ст. 179 ГК РФ обманом не является.
В обоснование искового заявления истец указал, что ответчик при заключении договора не намеревался исполнять свои обязательства по поставке товара, товар в действительности поставлен не был, а в действиях генерального заказчика и поставщика усматривается сговор с целью причинения имущественного ущерба истцу. Кроме того, конечный заказчик не подтверждает наличие товара производства поставщика на строительной площадке комплекса АКМ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение государственного оборонного заказа и нарушение порядка осуществления государственных закупок
(Ермолович Я.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права", 2019, N 1)
1. На этапе формирования государственного оборонного заказа (планирования закупок товаров, работ, услуг) в состав государственного оборонного заказа могут включаться: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, ремонт, модернизация вооружения, военной и специальной техники, их сервисное обслуживание, а также утилизация выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, поставки различной продукции и т.п. Соответственно, преступные действия на этой стадии могут заключаться в обосновании и включении в гособоронзаказ ненужных НИОКР и других видов услуг, выполнения различных видов работ, в которых нет необходимости, поставки различных видов продукции, в которой нет необходимости, и т.п. В данном случае, как правило, имеет место преступный сговор между представителем заказчика и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), конечной целью которого является получение бюджетных средств по государственному контракту в обмен на предоставление представителю заказчика различных имущественных прав или оказание услуг неимущественного характера, в которых имеется личная заинтересованность представителя заказчика. В зависимости от правового статуса представителя заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) указанные действия могут быть квалифицированы как получение и дача взятки, подкуп работника контрактной службы, злоупотребление полномочиями, должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)
Требование об обязательном согласовании с ФАС контракта <11>, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции. Такой дополнительный контроль лишает (или, по крайней мере, препятствует в этом) недобросовестных заказчиков и поставщиков возможности вступить в сговор.

Нормативные акты

"Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением"
(утв. ФАС России)
Принятие Законопроекта позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и их рассмотрения заказчиками, исключить из сферы закупок, регулируемых Законом N 44-ФЗ, в том числе возможность привлечения заказчиком к процедуре "своих" поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что может способствовать снижению коррупционных рисков, а также рисков сговора между участниками закупок, что в итоге приведет к увеличению эффективности осуществляемых закупок.