Разграничения мошенничества от взятки

Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничения мошенничества от взятки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 N 2672-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Курьянова Константина Геннадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом "в" части пятой статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Заявитель просит признать не соответствующим статьям 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации пункт "в" части пятой статьи 290 "Получение взятки" УК Российской Федерации в той мере, в которой, по его утверждению, данная норма позволяет привлекать к уголовной ответственности без установления признаков преступления, не разграничивая при этом разные преступления (получение взятки и мошенничество), а также допускает вынесение приговора, несоразмерного общественной опасности содеянного.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Какими же критериями следует руководствоваться при разграничении взяточничества и мошенничества? В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки или коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействовать).
Статья: Взяточничество с целью назначения на публичную должность
(Седых Д.А.)
("Российская юстиция", 2016, N 9)
Ученые уже обращали внимание на нарушение уголовно-правовой теории при квалификации взяточничества как мошенничества. Так, профессор П.С. Яни обращает внимание на проблему разграничения взяток и мошенничеств по признакам объективной стороны. Он указывает, что, реализуя обещание за взятку: а) совершить незаконные действия по службе, либо б) незаконно бездействовать, не выполняя служебные обязанности, либо в) использовать авторитет должности для способствования совершения другим лицом незаконных действий (бездействия) по службе, чиновник не совершает действия, входящие в его полномочия, а использует свое служебное положение <17>.

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года"Такое преступление, будучи отнесенным к преступлениям против собственности, не сводится к получению взятки и в то же время, оставаясь коррупционным преступлением, не исчерпывается лишь мошенническим хищением чужого имущества. Его системообразующие признаки, формируя в своем единстве сложный состав преступления, определяют совокупную повышенную опасность этого деяния (в сравнении не только с административно наказуемым мелким мошенничеством, но и с неквалифицированным мошенничеством, наказуемым в уголовном порядке) и, как следствие, иную степень его пенализации. При разграничении этих деяний необходимо оценивать как наступившие в результате их совершения негативные последствия в виде имущественного ущерба, так и потенциальные риски для других конституционных ценностей.