Оспаривание предупреждения антимонопольного органа

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание предупреждения антимонопольного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.1 "Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" Федерального закона "О защите конкуренции""Применение статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ, а также положений статьи 198 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании предупреждений антимонопольного органа разъяснено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденном 16.03.2016. Согласно данным разъяснениям судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью."
Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2021 N 309-ЭС21-6286 по делу N А34-17193/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным предупреждения антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как не подтверждены установление в порядках критериев, ограничивающих конкуренцию, создание преимущества единственному участнику, отвечающему этим критериям, и невозможности подачи заявок иных лиц на субсидии, этим критериям соответствуют не только общество, но и иные организации, которым, как и обществу, утверждены производственные программы и тарифы, отмена актов приведет к нарушению прав общества и потребителей.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Как усматривается из судебных актов, оспариваемое предупреждение вынесено антимонопольным органом по мотиву наличия в действиях администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 6, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 году в сфере холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)
Помимо приказов, подлежат оспариванию и предупреждения антимонопольного органа. Такая позиция ранее также была высказана в Обзоре и подтверждена многочисленной практикой, отдельные вопросы оспаривания предупреждений отражены в п. 46 комментируемого Постановления. Таким образом, на практике могут возникать ситуации, когда в зависимости от обстоятельств лицо, участвующее в деле и полагающее, что его права нарушены предупреждением, может реализовать свое право на защиту как через оспаривание непосредственно предупреждения, так и через оспаривание приказа о возбуждении дела. Для таких случаев Пленум в п. 51 разъясняет, что суд в соответствии с п. 1, 2 и 7 ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции проверяет наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства на момент издания приказа с учетом действий по устранению нарушений (их последствий), предпринятых лицом, которому выдано предупреждение. Пленум также указывает, что Закон о защите конкуренции не исключает возможность устранения лицом признаков нарушения антимонопольного законодательства и последствий нарушений посредством совершения действий, отличных от мер, обозначенных в предупреждении. Однако о принятых мерах или об отсутствии оснований для их применения во всяком случае должно быть сообщено антимонопольному органу в срок, прописанный в предупреждении, или в иной срок, установленный антимонопольным органом, с приложением документов, подтверждающих совершение необходимых действий.
Статья: Проблемы применения института предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2020, N 4)
Антимонопольный орган, выдавая в адрес общества предупреждение прекратить нарушение требований статьи 14.8 Закона о защите конкуренции и с этой целью передать в установленный срок техническую документацию на дом, ограничился лишь цитированием нормы пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, без указания того, в чем конкретно выразились признаки нарушения антимонопольного законодательства, на наличие которых указывали бы незаконные (по мнению антимонопольного органа) действия общества. В оспариваемом предупреждении антимонопольный орган не привел каких-либо конкретных обстоятельств, свидетельствующих о том, что действия хозяйствующего субъекта обусловлены именно недобросовестной конкуренцией и создали негативные последствия конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. Антимонопольный орган, предлагая одной управляющей компании передать документы другой управляющей компании, при этом обладая информацией о наличии спора, связанного с правом осуществления управления конкретным домом, и зная мнение по данному вопросу государственной жилищной инспекции (компетентного органа в сфере жилищных правоотношений), тем самым фактически вмешался в гражданские правоотношения двух хозяйствующих субъектов. В итоге оспариваемое предупреждение вступило в противоречие с выводами государственной жилищной инспекции и со вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)
Таким образом, при вынесении оспариваемого предупреждения антимонопольный орган вышел за пределы полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 3, чч. 1 и 4 ст. 39.1 Закона N 135-ФЗ, вторгшись в компетенцию органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Постановление Алтайского краевого УФАС России от 21.03.2023 по делу N 022/04/14.9-237/2023, 022/04/14.9-237/2022
Нарушение: ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (ограничение конкуренции органами власти, местного самоуправления).
Решение: Вынесено предупреждение.
Позиция антимонопольного органа подтверждена Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-15787/2021 по заявлению по заявлению <...> к управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю об оспаривании предупреждения от 30.07.2021 N 23/2021 дело N 022/01/15-1089/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено (определение исх. N 6172/9 от 23.12.2021)