Основания для снятия объекта с кадастрового учета

Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для снятия объекта с кадастрового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Суд первой инстанции обоснованно указал, что, исходя из положений части 1 статьи 15 Закона М 218-ФЗ, истец не является лицом, по заявлению которого регистрирующим органом может быть произведено снятие спорного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета; оснований для осуществления соответствующей процедуры в судебном порядке по инициативе лица, осуществляющего полномочия собственника находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, занятого данной недвижимостью, действующее законодательство не устанавливает; оснований для прекращения права собственности, перечисленных в статье 235 ГК РФ, в рассматриваемом случае не имеется; оснований для защиты права в порядке статьи 304 ГК РФ судом не установлено, поскольку материалами дела подтверждено, что у собственника здания имелись препятствия в использовании участка и реализации права на реконструкцию объекта, обусловленные бездействием уполномоченного публичного органа, признанным в судебном порядке незаконным."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Земельные споры - самые важные примеры и их анализ
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2019, N 12)
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Ни орган кадастрового учета, ни суды не могут принимать решения о снятии земельных участков с кадастрового учета при отсутствии к тому оснований, установленных в законе. Акты органов власти не могут создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков. Данную позицию выразила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017, Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016. Вместе с тем подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости и не может в связи с этим быть признан обоснованным (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. N 310-ЭС18-13357).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)
2) в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости;

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 509-ФЗ
"Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и осуществляет погашение записи о государственной регистрации права, об ограничении права на соответствующий объект недвижимости или обременении соответствующего объекта недвижимости в случае его отнесения к объектам недвижимости, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, по заявлению уполномоченного федерального органа государственной власти (иного публично-правового образования). Подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства в таком случае не требуются. Документы на бумажном носителе, на основании которых были осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, иного ограничения права, обременения здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса, а также документы, на основании которых осуществлены государственный кадастровый учет в связи со снятием объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации прекращения права, ограничения права или обременения объекта недвижимости.