Навязывание услуг банком

Подборка наиболее важных документов по запросу Навязывание услуг банком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая исковые требования по существу, руководствуясь положениями норм права регулирующих спорные правоотношения, в том числе статьями 421, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12, статьи 10, 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при заключении кредитного договора N от ДД.ММ.ГГГГ, истец добровольно подписала заявление о подключении к Сервис-пакету "Финансовая защита", была ознакомлена с Общими условиями, полностью согласилась и обязалась соблюдать положения Условий, Правил Дистанционного Банковского Обслуживания, Тарифов; изъявила желание оплатить дополнительную услугу, подтвердила, что услуга ей не была навязана Банком. Условия, Тарифы и Правила размещены в режиме свободного доступа во всех офисах Банка и на официальном сайте Банка. Кроме того, при заключении договора истец согласовала условия о содержании услуг, их стоимости, порядке оказания, добровольности услуг, приняла на себя обязательства по исполнению условий договора; предоставление ответчиком услуги сервис-пакет "Финансовая защита". Предоставление услуги и взимание вознаграждения не противоречит действующему законодательству."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 11АП-2551/2024 по делу N А65-34057/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Исходя из данных обстоятельств, ответчик пришел к выводу о том, что исключительно на представленных документах невозможно прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ПАО "Банк ВТБ" события административного правонарушения, поскольку они не содержат доказательств о навязывании банком дополнительных услуг.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как оказывать платные услуги населению
(КонсультантПлюс, 2024)
в части недопустимости условий договора в сфере оказания банковских услуг, ущемляющих права потребителя (ст. 16). К числу таких условий относится навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, страховки и пр.); удержание дополнительных необоснованных комиссий; право банка на одностороннее расторжение договора и изменение процентной ставки по кредиту (вкладу) или тарифов на оказание услуг; начисление процентов на проценты (кроме договоров банковского вклада); возложение на заемщика издержек по погашению ипотеки; установление обязательного досудебного порядка урегулирования споров (п. 2 ст. 317.1 ГК РФ, Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года, п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, п. п. 5, 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, п. 4.1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, п. п. 3, 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146);
Статья: Посредническая деятельность банка: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)
Тем не менее риск признания таких сделок недействительными остается, если банк действует в качестве агента, так как клиент в суде может настаивать на том, что банк, действуя в качестве агента, фактически совершал притворную сделку или же вводил клиента в заблуждение. Кроме того, при определенных ситуациях навязывания банком услуг возникает риск нарушения банковского, антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Нормативные акты

"Обзор неприемлемых практик и рекомендаций. Информационно-аналитический материал"
(подготовлен Банком России)
2. Навязывание продуктов и услуг в офисах банков с использованием электронных кодов подтверждения (аналогов собственноручной подписи)