5. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

5.1. Под калькулированием понимается исчисление себестоимости конкретных видов продукции, работ и услуг.

Калькулирование ведется в следующих целях:

- определения базы цен продукции и доходности ее производства (маркетинговой стратегии);

- поиска на основе анализа калькуляций возможностей снижения затрат на производство продукции, роста рентабельности ее производства и повышения конкурентоспособности;

- организации внутрипроизводственных экономических отношений на основе соизмерения затрат ресурсов, труда и его результатов;

- контроля процесса, оценки и стимулирования результатов труда структурных подразделений организации.

5.2. Процесс калькулирования затрат на производство продукции включает:

- исчисление затрат на весь выпуск продукции;

- исчисление затрат на производство отдельных групп, видов продукции;

- расчет затрат на производство единицы продукции.

Расчет затрат на весь выпуск продукции производится в следующем порядке:

- определяются совокупные затраты предприятия по статьям калькуляции;

- путем их суммирования определяются общие затраты на весь выпуск продукции.

Из суммы затрат исключаются затраты на незавершенное производство, переходящие на будущий период, и добавляются затраты на незавершенную продукцию на начало данного периода.

При производстве продукции в различных модификациях калькуляции составляются на каждую разновидность продукции либо на группу однородных продуктов.

Наиболее сложным и трудоемким процессом является определение затрат по группам и видам продукции, что предполагает решение ряда сложных вопросов разграничения затрат по объектам калькулирования. Групповое калькулирование применяется также по видам продуктов, выпускаемых в широком ассортименте (по типам, маркам, сортам, размерам, моделям и т.п.).

В группы, как правило, могут объединяться продукты, изготавливаемые из однородного сырья и с использованием одной и той же технологии. В случаях применения обезличенного метода учета затрат на продукт путем деления общей суммы затрат предприятия на общий объем выпускаемой продукции сокращается и упрощается система учета и калькулирования затрат, но резко снижается ценность калькуляций как инструмента управления затратами и исходной базы для ценообразования.

Объектами калькулирования являются конкретный продукт, производимый предприятием, или вид выполняемых работ и услуг, как-то:

- единичный продукт, группа однородных продуктов, базовый продукт;

- процесс, передел, производство, заказ;

- полуфабрикат, деталь.

Калькуляционная единица, как правило, должна соответствовать единице измерения, принятой в стандартах, технических условиях и при производстве продукции в натуральном выражении. При одновременном использовании в измерении объема продукции двойных единиц (например, тонн и кв. метров) калькуляционной единицей является одна из них, выражающая массу продукта.

При этом затраты могут исчисляться также и на единицу потребительского параметра продукта: мощности, производительности, содержания полезного вещества в готовых продуктах и т.д.

В качестве калькуляционных единиц могут использоваться также условно-натуральные показатели, принятые в практике.

Калькуляции разрабатываются для целей оперативного контроля затрат и наблюдения за рентабельностью продукции.

Для систематического контроля за эффективностью мер по рационализации производства, углубленного анализа затрат и наблюдения за изменением положения предприятия-производителя на рынке товаров, путем накопления учетной информации составляются годовые отчетные калькуляции постоянно или периодически производимой продукции.