См. Стратегию на период до 2030 года.

4.7. Международное сотрудничество, укрепление позиций на мировом рынке продукции рыбопромышленного комплекса, развитие внешней торговли рыбными товарами высокой степени переработки водных биоресурсов

4.7. Международное сотрудничество, укрепление позиций

на мировом рынке продукции рыбопромышленного комплекса,

развитие внешней торговли рыбными товарами высокой

степени переработки водных биоресурсов

Изменение геополитической обстановки в мире и вывод рыболовного флота Российской Федерации из многих отдаленных районов рыболовства определяет необходимость совершенствования механизмов международного сотрудничества.

В этой связи долгосрочная рыболовная политика Российской Федерации будет базироваться на концентрации усилий по сохранению и дальнейшему развитию сотрудничества со странами северного полушария, особенно с соседними (Норвегия, Дания, Гренландия, страны ЕС, Исландия, Канада, Япония, Корея, Китай, США), имея в виду не только продолжение практики выделения взаимных квот, ведения обменных операций сырьем и рыботоварами, но и широкую производственную интеграцию на коммерческой основе.

Кроме того, возникает необходимость пересмотра условий двустороннего сотрудничества с отдельными зарубежными странами южного полушария.

Сохранение двусторонних межправительственных соглашений будет обеспечено преимущественно с теми странами, которые способствуют продолжению рыболовства в своих зонах российскими судами, в частности, при создании благоприятных условий работы отечественного рыбопромыслового флота в рамках совместных предприятий или по коммерческим контрактам.

Переход отрасли на новые возможности по увеличению добычи водных биоресурсов предполагает продолжение участия Российской Федерации в существующих международных рыболовных организациях, а также ее присутствие во вновь создаваемых международных региональных организациях, задачей которых является регулирование рыбохозяйственной деятельности в том или ином районе Мирового океана.

Долгосрочная политика Российской Федерации в международных организациях будет строиться на основе:

обеспечения сохранения и рационального использования водных биоресурсов конвенционных районов с акцентом на районы, прилегающие к ИЭЗ Российской Федерации. В районах Берингова и Баренцева морей, а также в Юго-восточной части Тихого океана и Юго-западной части Тихого океана необходимо развивать многостороннее сотрудничество с целью создания соответствующих международных механизмов управления биоресурсами, используя для этого двух- и многосторонние переговоры;

при распределении в рамках международных рыбохозяйственных организаций (НАФО, НЕАФК, АНТКОМ и др.) национальных долей вылова водных биоресурсов добиваться для Российской Федерации объема квот на основе исторического принципа российского рыболовства и научного вклада в исследования водных биоресурсов;

направления усилий международных рыбохозяйственных организаций на организацию комплексных многосторонних научных исследований, как на основе средств международных рыбохозяйственных организаций и специальных фондов, так и на базе национальных сил и средств, особенно в районах, приближенных к ИЭЗ Российской Федерации;

более активного подключения научно-консультативных органов международных рыбохозяйственных организаций к решению вопросов, в которых заинтересована российская сторона;

восстановления отечественного рыболовства в районе Юго-восточной Атлантики;

возобновления российской добычи (вылова) тунца в открытых районах Индийского и Тихого океана посредством вступления Российской Федерации в Комиссию по тунцам Индийского океана (ИОТК), а также в разрабатываемую в настоящее время Конвенцию по сохранению запасов далеко мигрирующих видов рыб и в центральной и западной частях Тихого океана.

Кроме того, особое внимание в рамках международного сотрудничества будет уделено разработке мер по противодействию незаконному, незарегистрированному и нерегулируемому рыболовству в морских районах вне пределов действия национальной юрисдикции, а также вопросам качества и безопасности продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства и процессам их производства.

Внешняя торговля рыбными товарами имеет большое экономическое значение для рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и структурных преобразований в рамках инновационной стратегии развития.

Российский экспорт рыбных товаров носит преимущественно сырьевой характер и осуществляется в основном из районов морского рыболовства. Российские рыбопромышленники и экспортеры проигрывают в конкуренции и уровне организации внешнеторговой деятельности.

В последние годы продовольственная зависимость Российской Федерации от импорта рыбных товаров существенно возросла.

С целью повышения эффективности осуществления внешнеторговой деятельности в сфере рыбохозяйственного комплекса будут реализованы следующие мероприятия:

определение стратегических направлений развития внешнеэкономических и внешнеторговых связей, как в целом, так и с отдельными странами и группами стран;

разработка и применение системы методов и инструментов поддержки отечественного бизнеса и экономической защиты национальной экономики от негативного влияния внешних факторов;

разработка и применение гармонизированных с международными требованиями подходов к обеспечению выпуска качественных и безопасных продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства;

защита за рубежом российских участников внешнеэкономической деятельности и содействие укреплению их позиций на мировых рынках и др.

В перспективе таможенные пошлины будут в большей мере, чем в настоящее время, ограничивать вывоз необработанной рыбной продукции (сырья). Одновременно будут снижаться пошлины для стимулирования роста производства и экспорта рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью (филе, рыбный фарш, рыбные консервы из ракообразных и моллюсков и др.).

Таможенно-тарифная политика применительно к рыбным товарам будет предусматривать гибкое реагирование на товарную конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка с целью принятия оперативных решений по повышению эффективности внешней торговли рыбной продукцией и обеспечению ее конкурентоспособности.

Для повышения эффективности внешней торговли рыбными товарами и экономической защиты национальных товаропроизводителей будут применяться, в том числе, меры нетарифного регулирования, включая введение антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Будут также приняты меры по ориентации импорта, прежде всего, на повышение технологического уровня российских предприятий рыбохозяйственного комплекса с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа и расширения применения экономических таможенных режимов.