См. Стратегию на период до 2030 года.

4.6. Повышение эффективности государственного управления в сфере рыбохозяйственного комплекса, формирование высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику рыбной отрасли

4.6. Повышение эффективности государственного управления

в сфере рыбохозяйственного комплекса, формирование

высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей

предпринимательскую активность и привлечение капитала

в экономику рыбной отрасли

Институциональная среда, стимулирующая предпринимательскую активность в рыбной отрасли, будет формироваться в рамках следующих направлений:

совершенствование нормативной правовой базы, направленной на создание эффективного механизма государственного контроля, надзора в области рыболовства, охраны и рационального использования биоресурсов во внутренних водных объектах, во внутренних морских водах, территориальном море, в ИЭЗ и на континентальном шельфе Российской Федерации, пресечение браконьерства, обеспечение защиты собственности организаций рыбной отрасли, включая пресечение рейдерских захватов собственности;

создание выгодных условий для поставки рыбодобывающими организациями водных биоресурсов и продукции из них, выловленных (добытых) в ИЭЗ Российской Федерации, на таможенную территорию Российской Федерации и развития отечественного рыбоперерабатывающего комплекса;

совершенствование информационного обеспечения в отрасли, включающее четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых решениях, а также тщательной регламентации деятельности органов государственной власти в области рыболовства;

предотвращение избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность организаций рыбохозяйственного комплекса, снижения административных барьеров и обеспечение развития конкуренции в сфере добычи водных биоресурсов;

развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно-государственного партнерства в рыбохозяйственном комплексе. Это предполагает поддержку и создание благоприятных условий для развития саморегулируемых организаций и концессионных отношений в отрасли;

повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Соответствующие меры включают в себя четкую регламентацию порядка их предоставления, проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур, снижение временных издержек, затрачиваемых потребителями на их получение.

Дальнейшее формирование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего функционирование рыбохозяйственного комплекса, обуславливает принятие на первом этапе реализации Стратегии следующих нормативных правовых актов:

проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование механизмов государственного контроля за оборотом рыбной продукции, охраны и воспроизводства водных биоресурсов";

проект федерального закона "О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них";

проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", предусматривающих разработку государственного реестра рыбопромысловых судов, определение порядка его ведения, процедуры и условий внесения в такой реестр и исключения из него рыбопромысловых судов;

проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" в части включения объектов рыбохозяйственного комплекса в перечень объектов концессионного соглашения;

проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с нормами и требованиями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций и Всемирной торговой организации;

проект федерального закона "Технический регламент "Пищевая продукция из водных биоресурсов";

проект федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", предусматривающий включение Федерального агентства по рыболовству в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности рыбопродукции;

проект федерального закона "Технический регламент "Продукты рыбоводства живые, разных стадий половой зрелости";

проект "Положения о требованиях к предприятиям экспортерам-импортерам продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства и порядку выдачи документов, сопровождающих экспортно-импортные продукты промышленного рыболовства и рыбоводства;

нормативные акты, принятие которых обусловлено обязательствами Российской Федерации по международным Соглашениям.

В целях создания эффективного механизма государственного контроля, надзора в области рыболовства, охраны и рационального использования биоресурсов во внутренних водных объектах, во внутренних морских водах, территориальном море, в ИЭЗ и на континентальном шельфе Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по:

обновлению материально-технических средств органов рыбоохраны, отвечающих современным требованиям, что позволит значительно повысить эффективность рыбоохранных мероприятий и обеспечить полномасштабный контроль за соблюдением законодательства в области рыболовства;

укреплению международного сотрудничества органов рыбоохраны с целью регулярного осуществления совместного контроля за использованием водных биоресурсов на пограничных водоемах, обеспечения интенсивного изучения опыта работы органов рыбоохраны других государств и внедрения его в практическую деятельность органов рыбоохраны Российской Федерации;

осуществлению перевода деятельности органов рыбоохраны на современные информационные технологии и информационно-аналитические системы мониторинга водных биоресурсов и среды их обитания;

созданию соответствующего программного обеспечения и коммуникаций, что позволит усовершенствовать контроль за использованием водных биоресурсов и оперативно принимать управленческие решения.

Формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий будет осуществляться путем совершенствования отраслевой системы мониторинга (далее - ОСМ), включая создание автоматизированной системы государственного учета пользования водными биоресурсами, разработку средств и методов противодействия фальсификациям спутниковых позиций, внедрение системы обучения и сертификации специалистов по ОСМ для работы на борту судов рыбоохраны, внедрение защиты информации ОСМ на основе технологии электронной цифровой подписи, переход на отечественные технические средства спутникового позиционирования, создания единой отраслевой информационной среды, позволяющей осуществлять мониторинг кадровых потребностей, содействующей трудоустройству выпускников образовательных учреждений в соответствии с полученной специальностью.

Стратегическим направлением развития эффективной рыночной экономики рыбного хозяйства Российской Федерации на всех этапах реализации Стратегии является внедрение механизмов взаимодействия между органами государственной власти и бизнесом, так называемое государственно-частное партнерство.

Основными видами сотрудничества государства, хозяйствующих субъектов, банковских и других финансовых структур станут совместная реализация проектов и мероприятий, способствующих развитию различных видов рыбохозяйственной деятельности. В частности, в таких сферах, как:

строительство судов рыбопромыслового флота;

развитие инфраструктуры портового хозяйства;

разведка и освоение водных биоресурсов Мирового океана;

мониторинг качества и безопасности водных биоресурсов;

экспортные поставки технологий, берегового и судового оборудования;

эксплуатация внутренних водоемов;

строительство новых, модернизация существующих предприятий аквакультуры, в т.ч. искусственного воспроизводства водных биоресурсов, пастбищного и промышленного рыбоводства, а также эксплуатация воспроизводственных предприятий аквакультуры;

развитие предприятий по производству продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства;

развитие рыбохозяйственного образования, включая активизацию работы с объединениями работодателей, что обеспечит доведение численности подготовленных квалифицированных кадров до 8,5 тыс. человек в год, а также увеличение доли подготовленных квалифицированных кадров в общем количестве работающих в отрасли до 28%, в том числе на флоте - до 40%.

В рыбохозяйственном комплексе будут реализованы следующие модели государственно-частного партнерства: аренда, концессионные соглашения, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия), использование схем проектного финансирования.