Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

7. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции.

7.1. Информация об исполнении государственной функции доводится до сведения заявителей по телефонам для справок (консультаций), посредством электронной почты, а также размещается:

на официальном интернет-сайте Минобрнауки России;

на официальном интернет-сайте Департамента;

на интернет-сайте, созданном при поддержке Минобрнауки России: www.usynovite.ru (далее - Интернет-сайт);

на информационном стенде Минобрнауки России, находящемся по адресу: Москва, ул. Тверская, д. 11.

Телефоны Департамента: 629-04-28, 629-90-97; факс: 629-35-03, 629-90-97. Код Москвы: 495.

Адрес электронной почты (e-mail) Департамента: d06@mon.gov.ru.

7.2. На Интернет-сайте, а также на информационном стенде размещается следующая информация:

а) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;

б) текст настоящего Регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте, извлечения - на информационном стенде);

в) блок-схемы последовательности действий при исполнении административных процедур (приложения N N 8, 16, 18, 21, 26, 27, 30 и 34 к настоящему Регламенту), а также условные обозначения к блок-схемам последовательности действий при исполнении административных процедур (приложение N 1 к настоящему Регламенту);

г) перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требования, предъявляемые к этим документам;

д) образцы оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции;

е) месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты Департамента, по которым заявители могут получить необходимую информацию;

ж) таблица сроков исполнения государственной функции в целом и максимальных сроков выполнения отдельных административных процедур, в том числе времени приема документов и т.д.

7.3. Информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием средств сети "Интернет", почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

7.4. Специалисты проводят консультации по следующим вопросам:

а) порядка передачи на усыновление (удочерение) (далее - усыновление), под опеку (попечительство) или в приемную семью детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

б) представления документов в целях получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях или получения предварительного разрешения на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

в) порядка получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях;

г) порядка получения предварительного разрешения на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

д) сроков исполнения государственной функции;

е) порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции.

7.5. Консультации в объеме, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Регламента, предоставляются специалистами в течение всего срока исполнения государственной функции.

7.6. Консультации предоставляются при личном обращении, с использованием средств сети "Интернет", почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

Контактные телефоны и адрес электронной почты (e-mail) Департамента указаны в пункте 7.1 настоящего Регламента.

Максимальный срок рассмотрения письменных обращений граждан, обращений с использованием средств сети "Интернет" и электронной почты - 30 дней со дня регистрации обращения гражданина.

7.7. Консультирование заявителей при личном обращении осуществляется в Департаменте в понедельник и четверг с 15.00 до 17.30 по предварительной записи в специально выделенных для этих целей помещениях в виде отдельных кабинетов (приемных).

Прием специалистами граждан Российской Федерации осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 11.

Прием специалистами иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по адресу: г. Москва, Брюсов переулок, д. 11.

7.8. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты консультируют обратившихся граждан по интересующим их вопросам в объеме, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Регламента. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.

Время телефонного разговора не должно превышать 10 минут.

В случае, если специалист, принявший звонок, не может самостоятельно ответить на поставленные вопросы, он переадресует (переводит) данный телефонный звонок на другое должностное лицо или же сообщает обратившемуся гражданину телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

7.9. Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием автоматизированной информационной службы федерального банка данных о детях по телефону: 223-42-80. Код Москвы: 495.

8. Сроки исполнения государственной функции.

Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, вносятся в федеральный банк данных о детях в день поступления анкет детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих требованиям, установленным пунктом 15.3 настоящего Регламента, специалистом, ответственным за формирование федерального банка данных о детях.

Информация о детях, усыновленных гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, направляется в консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии указанного учреждения - в дипломатические представительства Российской Федерации один раз в полгода.

Сведения об обратившихся гражданах вносятся в федеральный банк данных о детях в течение 10 дней с даты представления документов, соответствующих требованиям, установленным пунктами 12.1 - 12.6, 12.8 и 12.9 настоящего Регламента.

Ответ на запрос регионального оператора о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях и отвечающих требованиям, указанным в запросе, направляется региональному оператору не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса, соответствующего требованиям, установленным пунктом 21.1 настоящего Регламента.

Ответ на запрос регионального оператора о подтверждении наличия на федеральном учете в государственном банке данных о детях сведений об усыновляемом ребенке направляется региональному оператору в течение 10 дней со дня получения указанного запроса, соответствующего требованиям, установленным пунктами 22.1 и 22.2 настоящего Регламента.

Предварительное разрешение на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае, если указанный ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, выдается в течение 20 рабочих дней со дня подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства документов, соответствующих требованиям, установленным пунктами 12.7 - 12.9 настоящего Регламента.

9. Основаниями для отказа в предоставлении гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях или выдаче предварительных разрешений на усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, являются:

отсутствие необходимых документов среди представленных гражданином;

несоответствие содержания или оформления документов, представленных гражданином, требованиям, установленным пунктами 12.1 - 12.9 настоящего Регламента.

10. Требования к местам исполнения государственной функции.

10.1. Места исполнения государственной функции включают места для ожидания, информирования, приема заявителей, которые оборудуются стульями (креслами) и столами и обеспечиваются писчей бумагой и письменными принадлежностями (для записи информации, написания заявлений).

Места для информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются также информационными стендами, на которых размещается информация в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Регламента.

Каждое рабочее место специалиста в помещении для приема заявителей оборудуется персональным компьютером с обеспеченным доступом к электронным справочно-правовым системам.

На территории, прилегающей к месту приема заявителей, оборудуются места для парковки автотранспортных средств.

В помещении, в котором осуществляется прием заявителей, предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.

11. Требования к обустройству помещения, в котором размещается федеральный банк данных о детях, и сохранности конфиденциальной информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях.

11.1. Размещение, специальное оборудование, охрана и организация режима в помещении, в котором размещается федеральный банк данных о детях, должны исключать возможность неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц, а также просмотра посторонними лицами ведущихся там работ.

11.2. Специалисты обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях, и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к указанной информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к конфиденциальной информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности конфиденциальной информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях.

11.3. В целях обеспечения сохранности и защиты конфиденциальной информации, содержащейся в федеральном банке данных о детях, специалистам запрещается передавать документы и внешние носители с указанной информацией во временное пользование иным лицам, в том числе специалистам, не имеющим по роду служебной деятельности прямого допуска к федеральному банку данных о детях.

11.4. Формирование и использование государственного банка данных о детях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информатизационных технологиях и о защите информации с применением стандартизированных технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию, а также унифицированных информационных ресурсов на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных о детях, стандартных протоколов и регламентов обмена информацией.

12. Требования к документам, необходимым для исполнения государственной функции.

12.1. Гражданин Российской Федерации в целях получения направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, предъявляет специалисту паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иной документ, удостоверяющий его личность, и представляет:

а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям (приложение N 2 к настоящему Регламенту);

б) анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (приложение N 3 к настоящему Регламенту), с заполненным первым разделом;

в) заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем (приложение N 4 к настоящему Регламенту).

12.2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в целях получения направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, предъявляет специалисту документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, и представляет:

а) заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям (приложение N 2 к настоящему Регламенту);

б) анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (приложение N 3 к настоящему Регламенту), с заполненным первым разделом;

в) обязательство поставить на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного им ребенка;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка;

д) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем. К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя, составленные по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту;

з) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного ребенка;

и) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах "е" - "з" настоящего пункта.

12.3. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам) кроме документов, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 12.2 настоящего Регламента, представляет следующие документы:

а) заключение о возможности быть усыновителем и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;

б) заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления, выданные компетентным органом этого государства.

12.4. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории государства, гражданином которого он не является, представляет документы, указанные в подпунктах "е" - "и" пункта 12.2 настоящего Регламента, выданные компетентным органом государства, в котором он имеет постоянное место жительства.

12.5. Документы, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 12.2 настоящего Регламента, принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а указанные в подпунктах "е" - "и" этого пункта, - в течение года со дня их выдачи.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 12.2 настоящего Регламента, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

12.6. Сведения о гражданине личного характера, указанные в анкете гражданина, должны соответствовать его паспортным данным или данным документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

В анкете гражданина указываются реквизиты заключения органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, - законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства).

В анкете гражданина Российской Федерации должна быть указана выбранная им форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью.

В случае подачи заявления о желании принять ребенка на воспитание в свою семью нескольких детей информация заполняется отдельно на каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей.

12.7. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающие усыновить ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае, если указанный ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, в целях получения предварительного разрешения на усыновление представляют специалисту документы, перечень которых установлен Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Правилами передачи детей на усыновление:

а) свидетельство о рождении ребенка;

б) согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;

в) согласие родителя(ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей;

г) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

д) копию свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

е) копию свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

ж) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

з) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

и) справку с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо иной документ о доходах;

к) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

л) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (усыновитель) (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

м) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства (если усыновляемый ребенок и усыновители проживают в разных государствах).

Указанные документы могут быть представлены через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в Минобрнауки России.

Отчим (мачеха) ребенка, гражданина Российской Федерации, усыновляемого в порядке, установленном настоящим пунктом, не предоставляют документы, предусмотренные подпунктами "ж", "и" настоящего пункта.

12.8. В документах, представленных гражданином, не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

12.9. Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства либо заверяются в установленном порядке на территории Российской Федерации.

12.10. Органы опеки и попечительства при учете и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, а также региональные операторы при формировании и использовании государственного банка данных о детях используют формы, приведенные в приложениях N N 2 - 5, 24 и 25 к настоящему Регламенту.

13. Государственная функция исполняется бесплатно.