Теоретическое обоснование и актуальность профориентационного минимума

Теоретическое обоснование и актуальность

профориентационного минимума

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории - это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.

При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы по организации профессиональной ориентации, - недостаточны <4>. Как показали первые результаты проекта по профессиональной ориентации "Билет в будущее" в 2018 - 2020 гг., при выборе профессии большинство обучающихся 6 - 11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность - т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.

--------------------------------

<4> Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению//Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - N 1. - С. 88 - 111.

Описанная проблема находится в неразрывной связи с другими сложностями.

Во-первых, важная роль в решении вопросов профориентации традиционно отводится общеобразовательным организациям. При этом на сегодняшний день можно говорить о дефиците ресурсов, которыми располагают школы для выполнения этих задач. Для проведения профориентационной работы необходимо специально организованное время и место в образовательной практике, а также подготовленный специалист для осуществления такой работы. Но в действительности необходимые для этой работы условия не всегда очевидны. Отсутствует система целенаправленного обучения педагогов содержанию и методам профориентационной работы. Также можно констатировать нехватку обоснованных научно-методических средств для проведения профориентационной онлайн диагностики. Участие родителей, которые чаще всего фактически обладают "решающим голосом" при формировании их детьми своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, не предусмотрено в явном виде и может вступать в противоречие с профориентационной работой, проводимой в общеобразовательной организации.

В настоящее время профориентационная работа с детьми и молодежью осмысливается и оформляется как особое направление науки и практики - образовательная профориентация. Образовательная профориентация представляет собой относительно автономный подход в современной профориентологии, наряду с консультативным и воздействующим подходами, но в то же время использует некоторые их инструменты. Коренное различие лежит в целях работы. Конечный результат образовательной профориентации - становление полноценного субъекта социально-профессионального самоопределения, владеющего необходимым комплексом профориентационно значимых компетенций. Консультативная профориентация направлена на поддержку человека в конкретном профессиональном или профессионально-образовательном выборе. Цель воздействующей профориентации - формирование у человека определенных профессионально-образовательных намерений, соответствующих требованиям внешнего заказа <5>.

--------------------------------

<5> Подробнее см.: Сергеев И.С. Образовательная профориентация - методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью//Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, N 1.

Во-вторых, современному миру свойственна большая степень неопределенности и изменчивости, обусловленная высокими темпами развития техники, информационных технологий, общества. В подобных условиях с уверенностью прогнозировать развитие рынка труда и востребованность профессиональных навыков на горизонте 10 - 15 лет становится крайне сложной задачей, так как знания в некоторых быстро развивающихся областях неизбежно "устаревают" уже на момент их получения. Этот фактор может влиять на неочевидность важности формирования образовательно-профессиональной траектории в восприятии подростка, в ряде случаев приводя даже к фактическому отказу от выбора, созданию ситуации "отложенного выбора". Восприятие профессионального образования может становиться в значительной степени мифологизированным, начинают преобладать крайние черты: от завышенных ожиданий ("Главное - поступить, а дальше обо мне позаботятся") до обесценивания ("Диплом не дает ничего, нужна практика").

В-третьих, обучающиеся, проживающие в крупных городах и небольших населенных пунктах, имеют заведомо неодинаковые образовательные и профессиональные возможности. В крупных городах такие возможности представлены значительно шире, выше качество имеющихся услуг. На сегодняшний день это неравенство в немалой степени можно нивелировать благодаря широкому распространению образовательных и других услуг в сети Интернет. Однако для грамотной и эффективной навигации по таким ресурсам требуются специализированные умения и навыки, которые необходимо дополнительно формировать у молодежи (например, навык поиска достоверной информации).

Говоря о неравных условиях для профессионального самоопределения и развития, важно упомянуть и об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью разной нозологии, вынужденных сталкиваться с еще большим количеством сложностей и препятствий на пути выбора и освоения профессии.

В-четвертых, необходимо учесть, что профессиональное самоопределение человека в современном мире протекает в условиях социокультурного многообразия. Наиболее известна и обеспечена соответствующими профориентационными практиками индустриальная модель самоопределения. Она предполагает выбор человеком одной из множества профессий, опираясь на идею "призвания" и на возможности структурированного описания относительно стабильного состояния сферы труда и профессий (на основе профессиограмм, профессиональных стандартов и т.д.). В то же время все большее распространение получает постиндустриальная модель самоопределения, основанная на формировании каждым человеком персонализированного набора компетенций, который дополняется на протяжении всей его жизни (идея непрерывного образования). Этот индивидуальный набор компетенций обеспечивает человеку высокую профессиональную мобильность в условиях динамичных изменений профессионально-трудовой сферы, конвергенции профессий, расширения многообразия социально-трудовых ролей, способов организации занятости и возможных типов карьеры. Задача образовательной профориентации состоит в том, чтобы сочетать индустриальный и постиндустриальный подходы в работе с обучающимися, учитывая социально-экономические особенности конкретной территории, в т.ч. на основе "принципа сбалансированности актуального и перспективного" <6>.

--------------------------------

<6> Подробнее см.: Блинов В.И. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов/В.И. Блинов, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев - Санкт-Петербург: Лань, 2023 - С. 30 - 32, 140 - 144.

Решение всех описанных проблем может быть найдено при условии, если будет построена система профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, в реализацию которой могут быть вовлечены не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации ВО, семья обучающегося, центры занятости населения, а также компании-работодатели, - т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессиональной ориентации на каждом из этапов этого процесса. Подобная система должна включать подготовку специалистов (наставников, педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по воспитательной работе и др.), в задачу которых будет входить комплексная, целенаправленная поддержка и помощь обучающимся в профориентации, с опорой на научно подтвержденные и успешно зарекомендовавшие себя на практике подходы и инструменты профориентации. При построении профориентационной системы важно учитывать опыт внедрения региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся, не перечеркивая его и не противореча ему, а, напротив, способствуя обогащению и систематизации этих подходов с учетом разных социокультурных парадигм. Кроме того, необходимо, чтобы построение образовательно-профессиональной траектории учитывало индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, возможности и способности, а также особенности его возраста и состояния здоровья, имеющиеся ограничения. При этом необходимо, чтобы доступ к информационным ресурсам по профессиональному самоопределению имели не только жители крупных городов России, но и обучающиеся из отдаленных и труднодоступных территорий, вне зависимости от их социального статуса и жизненного контекста. Вследствие этого обеспечение профориентационной помощи обучающимся 6 - 11 классов через внедрение Профориентационного минимума представляется остро актуальной задачей.

Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности и профессии, становятся востребованными новые компетенции, а полученные ранее знания и умения быстро устаревают, одной из важнейших задач современного образования становится формирование универсальных учебных действий (универсальных компетенций). Акцент смещается с передачи конкретной, узконаправленной информации на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания. По сути, речь идет о формировании у обучающихся специфического навыка <7> - готовности и способности к самоусложнению (развиваться всю жизнь, учитывая происходящие изменения), в противовес тенденции к самоупрощению, ориентации на простые объяснения, неосознанному воспроизведению чужих сценариев, некритичному восприятию мифов, в т.ч. в сфере профориентации.

--------------------------------

<7> Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности//Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой (г. Саранск, 24 апреля 2020 года). - Саранск: РИЦ МГПИ, 2020.

Самоусложнение невозможно без принятия на себя ответственности и появления активной, субъектной позиции по отношению к себе, образовательному процессу, жизни в целом. Для формирования и поддержки этих качеств необходима специальная личностно-развивающая среда, где обучающиеся превращаются из объектов в субъекты образовательного процесса, на чем основано большинство прогрессивных образовательных подходов. Несмотря на ряд содержательных различий между этими подходами, их объединяет общее понимание актуальных задач современного образования - обеспечить человека инструментами для того, чтобы он:

- был готов действовать в ситуациях неопределенности и мог адаптироваться к изменениям;

- был способен видеть альтернативные возможности и самостоятельно совершать осознанный выбор;

- ориентировался на проявление креативности в поиске нестандартных решений появляющихся новых задач;

- умел ориентироваться в информационном потоке для достижения поставленных целей;

- сохранял и развивал осознанность и рефлексивность в отношении своего личностного и профессионального развития;

- был в состоянии учитывать как свои собственные, индивидуальные ценности и потребности, так и ценности, потребности и особенности окружающих, а также признавал социальное многообразие и важность толерантного отношения к различиям.

Таким образом, современная и эффективная программа профессиональной ориентации должна способствовать развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. Используемое понятие профессионального самоопределения неслучайно, оно охватывает всю совокупность частных выборов, совершаемых человеком в данной области (в течение всей жизни). В отличие от профессионального выбора, профессиональное самоопределение затрагивает более широкую жизненную перспективу личности, опосредовано более отдаленными жизненными целями.

ГПС является комплексной характеристикой, имеющей как смысловую, содержательную, так и инструментальную стороны.

К смысловой стороне ГПС относятся мотивационно-личностные и психофизиологические предпосылки выбора профессии: интересы, мотивы, способности субъекта, его когнитивные качества, особенности нервной системы и др., а также готовность к выбору профессии в узком смысле слова - т.е. осознание и принятие на себя задачи профориентации как таковой, наличие внутренней мотивации (интереса) для ее решения.

К инструментальной стороне ГПС относится уровень информированности о современном мире профессий, системе профессионального образования, способность использовать другие специальные знания и навыки, которые входят в понятие карьерной грамотности.

Сформированность как смысловых, так и инструментальных аспектов ГПС приводит к готовности обучающегося деятельно вкладываться в процесс самоопределения, инициативно и самостоятельно выстраивая индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию.

Таким образом, ГПС у обучающихся 6 - 11 классов предполагает формирование и развитие трех компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного. Систематическая, комплексная работа в этих трех взаимосвязанных направлениях (включающая как участие самого школьника, так и активную поддержку со стороны родителей и сотрудников образовательной организации) может позволить обучающемуся осознать себя в качестве активного субъекта выбора, отрефлексировать свои сильные стороны, ресурсы и ограничения (как объективные, так и устранимые), сверить свои представления о мире профессий и желаемых целях с действительностью, приступить к процессу профессиональных проб и отработке навыков профессионального выбора в конкретных жизненных ситуациях.

В результате системной работы неосознанная некомпетентность обучающихся в сфере профессионального самообразования сможет трансформироваться сначала в осознанную некомпетентность (понимание собственных дефицитов в вопросах выбора при осознании актуальности темы профориентации), а затем - в осознанную компетентность. Это станет возможным благодаря сочетанию мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего и практико-ориентированного подходов к формированию ГПС (наряду с диагностико-консультационным подходом для определения уровня склонностей, мотивации и знаний обучающихся).

Важно отметить, что планирование своих профессиональных и жизненных перспектив - это дело каждого человека, проявление его стремлений и свободы выбора. В то же время человек является частью общества, и общество заинтересовано в том, чтобы каждый, видя возможности для себя, стремился к тому, чтобы участвовать в жизни социума и его развитии.

Результаты, достигнутые в ходе системной работы, будут иметь не временный, а пролонгированный эффект, поскольку процесс профессионального самоопределения не является узко локализованным в старшем подростковом и юношеском возрасте и не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы. Как уже отмечалось ранее, современный меняющийся мир является вызовом для образования и требует, чтобы оно было непрерывным на протяжении всей жизни человека.

ГПС, формируемая средствами профориентационной работы, имеет многосторонний характер. Поэтому ее оценка носит комплексный характер, включая следующие критерии <8>:

--------------------------------

<8> Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению//Профессиональное образование. Столица. - 2016. - N 8. - С. 10 - 16.

- целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения);

- мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций);

- информационный (профессионально-образовательная информированность, карьерная грамотность);

- деятельностный (опыт профориентационно значимой деятельности, ведущий к получению профориентационно значимых результатов);

- рефлексивный (осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов).

В Приложении 1 указаны возможные критерии для оценки сформированности каждого из показателей.

К долгосрочным эффектам можно отнести выработку у обучающихся определенного личностного отношения к процессу и задачам самоопределения (причем не только в сфере выбора профессии, но и в общем жизненном смысле), готовности к активному и самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения (а также понимание того, что в определенных условиях и контекстах может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных вариантов образовательно-профессиональной траектории, но и формировать ее самостоятельно, соотнося с общественными задачами.

Позитивными долгосрочными эффектами профориентационной работы являются также снижение показателей молодежной безработицы, лучшая закрепляемость кадров на рабочих местах, повышение производительности труда. Этому способствует, в частности, выделение в профориентационной работе таких компонентов, как федеральный и региональный (а во многих случаях скорее территориальный, где представлена часть региона). Последний приобретает особое значение, т.к. относится к изучению особенностей и потребностей региона, в котором проживает обучающийся. Этот компонент учитывает социально-экономический потенциал региона, специфику рынка труда и культурных особенностей, которые могут повлиять на профессиональный выбор. Как результат такая работа способствует не только профессиональной самореализации обучающихся, предотвращению структурного кризиса на рынке труда - но и экономическому развитию страны и развитию социальных институтов.