Методические подходы и принципы реализации профориентационного минимума

Методические подходы и принципы реализации

профориентационного минимума

В рамках Профориентационного минимума задачи формирования ГПС реализуются через сочетание следующих основных подходов:

- мотивационно-активизирующий подход - привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения;

- информационно-развивающий подход - помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, развенчание заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством, что создает основу карьерной грамотности;

- диагностико-консультативный подход - помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения - это важные задачи на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет также выявить исходный уровень сформированности ГПС и отследить ее изменения;

- практико-ориентированный подход - разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в мероприятиях по профессиональному выбору (в профессиональных пробах и др.), что предполагает пробное погружение обучающихся в реальный профессиональный контекст.

К принципам реализации Профориентационного минимума относятся:

- системность - использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в формате, активизирующем профессиональное самоопределение; некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;

- систематичность - реализация Профориентационного минимума в течение нескольких лет на регулярной основе, что позволяет участникам наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся получает обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые отвечают его особенностям, запросам и уровню ГПС;

- доступность - возможность для любого обучающегося по программе общего образования (или его родителя/законного представителя) воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики. Каждый обратившийся получает обратную связь с рекомендациями;

- социальное партнерство - создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств и организаций (Министерство просвещения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство экономического развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, представители компаний-работодателей или объединений работодателей, образовательных организаций и т.д.), межличностной коммуникации специалистов и других заинтересованных сторон.

Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Все виды активности и материалов в рамках профориентационного минимума (видео-контент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

Для реализации профориентационых мероприятий в общеобразовательной организации рекомендуется использовать следующие форматы: урочная деятельность, внеурочная деятельность: курс занятий "Россия - мои горизонты", практико-ориентированный модуль (мероприятия по профессиональному выбору), ДО, взаимодействие с родителями и профессиональное обучение.

Профориентационный минимум предполагает три уровня реализации, каждый из которых зависит от ресурсов отдельной общеобразовательной организации: базовый, основной, продвинутый.