5. Справочно-поисковые средства к документам Архивного фонда Российской Федерации и другим архивным документам

174

Система справочно-поисковых средств архива должна включать следующие обязательные архивные справочники:

- описи дел, документов;

- путеводитель или краткий справочник по фондам (для государственного архива);

- краткий справочник по фондам (для муниципального архива, музея, библиотеки, научной организации);

- каталоги (при нефондовой организации аудиовизуальных документов)

пп. 39.1, 44.1 Правил 2020

Справочно-поисковые средства архива следует создавать на единой научно-методической основе, в соответствии с принципами взаимосвязи и взаимодополняемости с целью формирования единой информационной поисковой системы архива.

Правилами 2020 определены следующие обязательные архивные справочники:

для государственного архива:

- описи дел, документов;

- путеводитель или краткий справочник по фондам;

- каталог аудиовизуальных документов (при их нефондовой организации);

для муниципального архива, музея, библиотеки, научной организации:

- описи дел, документов,

- краткий справочник по фондам;

- каталог аудиовизуальных документов (при их нефондовой организации). Они могут формироваться отдельно на каждый вид аудиовизуальных документов.

Архив вправе вести вспомогательные (необязательные) виды справочно-поисковых средств - каталоги, указатели и обзоры, служебные картотеки, реестры, базы данных и другие справочники, в том числе поступившие в архив из источников комплектования.

Состав вспомогательных архивных справочников архив определяет самостоятельно. При поступлении вспомогательных справочников из источников комплектования, подготовке справочников по фондам архива в результате научной и учебной деятельности других лиц, рекомендуется предоставлять доступ к ним пользователей при соответствии справочников имеющимся нормативным требованиям и методическим рекомендациям, при условии отсутствия в них информации ограниченного доступа.

Справочно-поисковые средства могут создаваться на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в том числе в виде базы данных. Исключением является опись дел, документов, которая является одновременно основным учетным документом: в архиве должны обязательно иметься два или три (на усмотрение руководства архива) экземпляра описей на бумажном носителе. Архив может отказаться от обязательного ведения на бумажном носителе других типов и видов справочников только при условии их полного перевода в электронный вид и предоставления доступа к ним пользователям в сети Интернет или компьютерах, установленных в читальном зале архива.

Справочно-поисковые средства должны усовершенствоваться и развиваться на основе анализа данных по учету использования документов. При разработке справочников архиву целесообразно руководствоваться следующими методическими разработками:

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf);

Составление архивных описей в электронной форме и их интеграция в информационную инфраструктуру государственных и муниципальных архивов: методические рекомендации (Росархив, ВНИИДАД. М., 2013) (https://rusarchives.ru/met-rekomendacii/sostavlenie-arhivnyh-opisey-v-elektronnoy-forme)

175

Архив должен размещать информацию о составе справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к архивным документам, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в читальном зале, а также в информационно-телекоммуникационных сетях

п. 39.2 Правил 2020

Архив размещает информацию о составе справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к архивным документам, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в читальном зале, а также в информационно-телекоммуникационных сетях.

Архиву рекомендуется разработать информационную справку о системе справочно-поисковых средств, предоставляемой пользователям архива для поиска архивных документов и архивной документной информации. В начале информационной справки целесообразно дать общее описание фондов архива, охватываемый ими хронологический период, указать основную тематику фондов, отметить специфику архива. Информационную справку о системе справочно-поисковых средств архива следует разместить в читальном зале, в непосредственной доступности для посетителей, например, на информационном стенде, на столе сотрудника читального зала и т.д.

Аналогичную информацию рекомендуется размещать на сайте архива, при его отсутствии - на сайте (портале) соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти в сфере архивного дела.

При размещении информации о системе справочно-поисковых средств архива в сети Интернет рекомендуется применять гиперссылки, в частности, на представленные в сети электронные архивные справочники, на портал "Архивы России" и расположенные на нем конкретные ресурсы, на сайты вышестоящих органов, объединенные информационно-поисковые ресурсы, Интернет-проекты и др.

При размещении информации о составе справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к архивным документам в информационно-телекоммуникационных сетях архивы должны руководствоваться Методическими рекомендациями по созданию и развитию интернет-сайтов государственных и муниципальных архивов Российской Федерации (М. 2023) (https://archives.gov.ru/documents/methodics/2023-recommendations-archive-site.shtml)

176

Описание архивных документов должно проводиться на обязательных (основных) уровнях - архивный фонд, единица хранения (единица учета)

п. 40.1 Правил 2020

Основными (обязательными) уровнями описания являются:

- архивный фонд;

- единица хранения (единица учета).

Для уточнения, детализации справочно-поисковых сведений и повышения информативности архивных справочников (на бумажном носителе и в электронном виде) возможно описание архивных документов на дополнительных уровнях:

- группа архивных фондов (например, для описания фондов организаций, действовавших в пределах одной административно-территориальной единицы и последовательно сменявших друг друга, связанных объектом деятельности, фондов организаций одной отрасли с аналогичными функциями, связанные подчиненностью),

- опись (для систематизации описаний единиц хранения внутри фонда);

- структурная часть описи (раздел, подраздел) (для дополнительной систематизации описаний единиц хранения, включенных в одну опись);

- группа единиц хранения (единиц учета) (для описания единиц хранения, содержащих однородную информацию или тесно связанных между собой);

- комплект (для описания научно-технической документации, аудиовизуальных документов);

- группа архивных документов (например, документы определенного видового состава в одной единице хранения);

- архивный документ (целесообразно для документов в составе наиболее востребованных единиц хранения, уникальных и особо ценных документов, в целях привлечения внимания пользователей к тем или иным документам);

- часть архивного документа (для документов, содержащих информацию по нескольким четко выделяемым вопросам (например, протоколы)).

При составлении описания архиву целесообразно руководствоваться "Основными требованиями к описанию архивной документной информации в информационных поисковых системах государственных и муниципальных архивов Российской Федерации на уровне единицы хранения, документа и части документа". Приложение к отчету по НИОКР/Росархив, ВНИИДАД. М., 2018. (http://sif.vniidad.ru/docs/osn%20treb%20opis.pdf).

При наличии в архиве различных справочно-поисковых информационных систем (тематических баз данных), требования к описанию должны быть унифицированы и совместимы с требованиями федеральных информационных систем в сфере архивного дела и делопроизводства. Архиву рекомендуется руководствоваться "Основным международным стандартом архивного описания: принят Комитетом по стандартам описания", Стокгольм, Швеция, 19 - 22 сентября 1999 года: [перевод с английского]/Международный совет архивов; [гл. ред. пер.: Е.Д. Жабко]. - 2-е изд. - СПб.: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, 2011. (Стандарты ICA). (https://www.prlib.ru/item/395179)

177

Описание архивных документов должно проводиться на государственном языке Российской Федерации

п. 40.2 Правил 2020

Описание архивных документов проводится на государственном языке Российской Федерации - русском. Дополнительно допускается описание архивных документов на государственном языке республики в составе Российской Федерации. Такую информацию целесообразно размещать в специальных графах, полях.

Архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными актами: п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-I "О языках народов Российской Федерации"; п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".

178

Опись дел, документов должна раскрывать состав и содержание включенных в нее единиц хранения (единиц учета), закреплять их внутрифондовую систематизацию и обеспечивать их учет

п. 41.1 Правил 2020

Опись дел, документов должна раскрывать состав и содержание включенных в нее единиц хранения (единиц учета), закреплять их внутрифондовую систематизацию и обеспечивать их учет. Это базовый архивный справочник и обязательный элемент системы справочно-поисковых средств любого архива.

Объект описания в описи дел, документов - единица хранения (единица учета). Опись дел, документов включает описательные статьи на уровне единицы хранения (единицы учета), итоговую запись (к каждому тому и сводную по описи в последнем томе), лист-заверитель (для каждого тома) и справочный аппарат, включающий титульный лист, предисловие, список сокращений, переводные таблицы архивных шифров (в случае переработки описи).

Опись может также включать содержание (оглавление) и указатели. Описательные статьи на единицы хранения (единицы учета) располагаются в описи в порядке валовой нумерации в соответствии со схемой систематизации. Схема систематизации отражает внутреннюю организацию документов фонда. Систематизация единиц хранения внутри описи проводится с учетом структурного, хронологического, функционального, отраслевого, тематического и других принципов. При систематизации единиц хранения в описи всегда используются два признака систематизации, один из которых - хронологический.

В случае если опись состоит из нескольких томов, итоговая запись составляется к каждому тому. В каждом томе дается итоговая запись, учитывающая данные итоговых записей всех предыдущих томов. В итоговой записи указывается цифрами и прописью количество единиц хранения, первый и последний номера единиц хранения описи. Итоговая запись подписывается составителем описи с указанием должности, заведующим архивохранилища или хранителем фондов, указывается также дата составления описи. Все поступления и выбытия единиц хранения отражаются в новой итоговой записи, в которой указываются основания внесенных изменений. В листе-заверителе описи указывается количество пронумерованных листов, в том числе литерных и пропущенных.

После завершения описания и систематизации единиц хранения в описи дел, документов составляется справочный аппарат к описи.

Справочный аппарат состоит из следующих элементов:

- титульный лист (Форма N 51) - обязательный элемент. На титульном листе описи дел, документов помещаются: полное название архива, название архивного фонда со всеми его переименованиями (при их наличии) и его номер, номер и название описи, крайние даты внесенных в опись архивных документов;

- содержание (оглавление) - составляется при необходимости. Содержание отражает состав описи дел, документов и помещается в начале описи;

- предисловие - обязательный элемент (при фондовой организации хранения). В предисловии кратко излагаются история фондообразователя и архивного фонда, приводится аннотация состава и содержания архивных документов (с выделением наиболее типичных групп единиц хранения (единиц учета)), раскрывается состав справочного аппарата к описи. При составлении предисловия используются законодательные источники, справочная и научная литература, дело фонда, документы фонда. Предисловие составляется либо к каждой описи дел, документов, либо общее ко всем описям архивного фонда. При составлении отдельных предисловий к каждой описи архивного фонда все общие данные по истории фондообразователя и история архивного фонда помещаются в предисловии к первой описи дел, документов. В предисловия к годовым разделам описей дел, документов включается информация только за отраженный в них период;

- список сокращений - составляется в алфавитном порядке при наличии сокращений в описи;

- переводная таблица составляется в случае изменения номеров единиц хранения в результате переработки описи. Переводная таблица устанавливает соотношение старых и новых шифров. Приводятся вертикальные колонки цифр: слева расположены номера единиц хранения по старой описи, справа - новые архивные цифры тех же единиц хранения; - общие и специальные указатели к описи - создаются при необходимости. Основной элемент указателя - рубрика, состоящая из предметного понятия и поисковых данных. Указатели могут быть предметными, именными, географическими (разновидность предметных), хронологическими. В случае внесения сведений на уровне заголовков единиц хранения ПК "Архивный фонд", дополнительная разработка указателей к описи нецелесообразна.

Описи дел, документов составляются отдельно на дела, документы постоянного срока хранения, дела по личному составу, на каждый из видов аналоговых и цифровых аудиовизуальных документов, на научно-техническую документацию, на электронные документы.

При составлении описей дел, документов архивам архиву рекомендуется руководствоваться следующими методическими разработками:

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf);

Составление архивных описей в электронной форме и их интеграция в информационную инфраструктуру государственных и муниципальных архивов: методические рекомендации (Росархив, ВНИИДАД. М., 2013) (https://rusarchives.ru/met-rekomendacii/sostavlenie-arhivnyh-opisey-v-elektronnoy-forme)

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

179

Описательная статья в описи дел, документов должна включать реквизиты, установленные п. 41.2 Правил 2020

п. 41.2 Правил 2020

Описательная статья в описи дел, документов должна включать:

- номер единицы учета (для кинодокументов, фонодокументов, видеодокументов и диафильмов);

- номер единицы хранения (в описи дел по личному составу - номер дела);

- индекс (производственный номер) дела (для НТД - производственный индекс (шифр разработки) - при наличии;

- заголовок единицы хранения (тома, части) (для кинодокументов, фонодокументов, видеодокументов и диафильмов - заголовок единицы учета (документа)).

В заголовок включается название или основное содержание единицы хранения (единицы учета), включая указание языка документа(ов) (при наличии документов на одном или нескольких иностранных языках или на языках народов Российской Федерации);

- крайние даты документов, фотоотпечатков (для фотоальбомов) (для НТД - год окончания разработки);

- количество листов - для текстовых документов, фотоальбомов;

- примечания.

При поступлении документов временного срока хранения от ликвидированных организаций, срок хранения которых еще не истек, в описи дел по личному составу необходимо указывать срок хранения внесенных в нее дел, который может составлять 75/50 лет.

Обязательные элементы могут быть дополнены.

При ведении описей в электронном виде руководствуются Единым порядком заполнения полей Единой автоматизированной информационной системы, состоящей из программных комплексов "Архивный фонд", "Фондовый каталог", "Центральный фондовый каталог", руководством пользователя информационной системы архива.

При составлении описательных статей в описи дел, документов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Единый порядок заполнения полей Единой автоматизированной информационной системы, состоящей из программных комплексов "Архивный фонд", "Фондовый каталог", "Центральный фондовый каталог";

Составление архивных описей в электронной форме и их интеграция в информационную инфраструктуру государственных и муниципальных архивов: методические рекомендации (Росархив, ВНИИДАД. М., 2013) (https://rusarchives.ru/met-rekomendacii/sostavlenie-arhivnyh-opisey-v-elektronnoy-forme).

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

180

Описательная статья описи научно-технической документации (НТД) должна включать также: наименования организации-разработчика (для научно-исследовательской работы - фамилии и инициалы научного руководителя, ответственного исполнителя), соисполнителей

п. 41.2 Правил 2020

Описательная статья описи НТД должна включать также наименования организации-разработчика (для НИР - фамилии и инициалы научного руководителя, ответственного исполнителя), соисполнителей.

При составлении описательных статей в описи НТД архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Формы к Правилам 2020 г. N 38. Форма описи единиц хранения научно-технической документации//ВНИИДАД. Официальный сайт;

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf);

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

181

Описательная статья описи кинодокументов должна включать также: фамилию(и) и инициалы автора(ов), место и крайние даты съемки, дату создания, звук, цветность, тип и формат пленки, количество частей, количество единиц хранения (метраж) - общее и по элементам комплекта (оригиналов и копий); в описи фотодокументов - фамилию(и) и инициалы автора(ов), место и дату съемки, оригинальность, количество кадров панорамной съемке, состав текстовой сопроводительной документации

п. 41.2 Правил 2020

В описи кинодокументов после заголовка, в котором дается полное название кинодокумента, его части, серии, указываются:

- фамилия(и) и инициалы автора(ов) - указываются фамилия и инициалы автора(ов) киносъемки (например, Куренной М.А.), если автора(ов) установить не удалось, пишется "не установлен", "неизвестен";

- место съемки - указывается название страны, области, района, города, поселка, деревни, улицы и т.д.). При изменении административно-территориального деления или названия населенного пункта, улицы к моменту описания кинодокумента в аннотации указывается название, существовавшее во время съемки, при этом в скобках можно указать и современное его название (например, Москва, ул. Кропоткинская, ныне ул. Пречистенка), если место съемки неизвестно, в соответствующей графе указывается "неизвестно", "не установлено";

- крайние даты съемки, дата создания (при наличии такой возможности) - указываются арабскими цифрами точные даты (например, 1 января 2010 г. - 15 июля 2010 г., или 01.01.2010 - 15.07.2010), если точные даты неизвестны, то приблизительное время съемки (например, апрель 1964 г. или 1976 г.). Если даты не определены, они, по возможности, устанавливаются по косвенным признакам, при этом, предполагаемые сведения заключаются в квадратные скобки (например, [1941 г.], [30-е гг. XX в.], [зима 1915 г.]);

- звук - немой, звуковой (моно, стерео, др.);

- цветность - черно-белый, цветной;

- тип и формат пленки - типы: негативная, позитивная, обращаемая (аналогична негативной, выпускается двух типов: для кино и для телевидения), гидротипная, фонограммная (предназначена для оптической записи звука); форматы: 8 мм, 16 мм, 35 мм, 65/70 мм и др.;

- количество частей;

- количество единиц хранения/метраж - общее и по элементам комплекта (оригиналов и копий).

При составлении описательных статей в описи кинодокументов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Формы к Правилам 2020 г. N 39. Форма описи кинодокументов//ВНИИДАД. Официальный сайт;

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

182

Описательная статья описи фотодокументов должна включать также: фамилию(и) и инициалы автора(ов), место и дату съемки, оригинальность, количество кадров панорамной съемки, состав текстовой сопроводительной документации

п. 41.2 Правил 2020

В описи фотодокументов в заголовке указывается название (аннотация) фотодокумента - краткое изложение сведений о событиях, предметах, лицах, изображенных на фотодокументе. Составляется, в случае наличия, на основе сопроводительной документации, авторских подписей, надписей владельца фотографии.

После этого указывается:

- фамилия(и) и инициалы автора(ов) - указываются фамилия и инициалы автора снимка (например, Кузнецов В.И.), если автора установить не удалось, пишется "не установлен", "неизвестен";

- место съемки - указывается название страны, города, области, района (название села, поселка, деревни, как правило, входит в аннотацию). При изменении административно-территориального деления или названия населенного пункта, улицы к моменту описания фотодокумента в аннотации указывается название, существовавшее во время съемки, при этом в скобках можно указать и современное его название (например, ул. Кропоткинская, ныне ул. Пречистенка), если место съемки неизвестно, в соответствующей графе указывается "неизвестно", "не установлено";

- дата съемки - указывается арабскими цифрами точная дата (например, 1 января 2010 г. или 01.01.2010) или приблизительное время съемки (например, апрель 1985 г. или 1985 г.). Если дата неизвестна, она устанавливается по косвенным признакам и заключается в квадратные скобки (например, [1921 г.], [10-е гг. XX в.], [лето 2008 г.]);

- цветность - черно-белый, цветной;

- оригинальность - определяется при оценке своеобразия цветового решения, ракурса, сюжета;

- количество кадров панорамной съемки.

При составлении описательных статей в описи фотодокументов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Формы к Правилам 2020 г. N 46. Форма описи фотодокументов//ВНИИДАД. Официальный сайт;

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

183

Описательная статья описи фотоальбомов должна включать также: фамилию(и) и инициалы автора(ов), место съемки, количество фотоотпечатков, внешние особенности, состав текстовой сопроводительной документации

п. 41.2 Правил 2020

В описи фотоальбомов заголовок указывается по титульному листу.

В аннотации приводится краткое изложение сведений о событиях, предметах, лицах, изображенных на фотографиях фотоальбома. Составляется, в случае наличия, на основе сопроводительной документации, авторских подписей, надписей владельца фотографий и сведений, содержащихся на титульном листе фотоальбома.

Затем указывается:

- фамилия(и) и инициалы автора(ов);

- место съемки;

- количество фотоотпечатков - вносится на основании итоговой записи к фотоальбому. В итоговой записи к фотоальбому указывается общее количество позитивов, входящих в его состав. В пределах каждого фотоальбома порядок расположения позитивов закрепляется внутренней нумерацией слева направо, сверху вниз. Порядковый номер проставляется под позитивом; всем позитивам панорамной съемки присваивается один номер и каждому позитиву дается буквенное обозначение;

- цветность (черно-белый, цветной);

- внешние особенности - характеризуется физическое состояние альбома, отсутствие биохимических повреждений, целостность его обложки, отсутствие надрывов страниц, материалы, используемые при изготовлении альбома, его обложки.

При составлении описательных статей в описи фотоальбомов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Формы к Правилам 2020 г. N 45. Форма описи фотоальбомов//ВНИИДАД. Официальный сайт (https://vniidad.ru/1324/);

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

184

Описательная статья описи фонодокументов должна включать также: фамилию(и) и инициалы автора(ов) и исполнителя(ей); место и дату записи (перезаписи, выпуска); тип носителя, размер носителя (для документов механической записи), скорость записи (для документов механической и магнитной записи), время звучания, количество единиц хранения (оригиналов и копий), состав текстовой сопроводительной документации

п. 41.2 Правил 2020

В описи фонодокументов заголовок включает официальное или авторское название фонодокумента в целом, а также его части. При отсутствии такого названия заголовок фонодокументу дается в процессе его описания. Заголовок включает официальное название отраженного в фонодокументе события общественной, политической или культурной жизни.

Затем указывается:

- фамилия(и) и инициалы автора(ов) и исполнителя(ей) - указывается фамилия(и) и инициалы автора(ов), исполнителя(ей) фонодокумента (например, Афиногенов П.Е.), если установить не удалось, пишется "не установлен", "неизвестен";

- место и дату записи (перезаписи, выпуска) - место события (страна, город, село, район, область и т.д.); дату создания фонодокумента; дату события в случае ее несовпадения с датой создания фонодокумента; название, жанр фонодокумента. При отсутствии названия вслед за жанром указывается основное содержание теле- или радиопередачи, выступления, беседы и т.д.;

- тип носителя фонодокумента;

- размер носителя (для документов механической записи);

- скорость записи (для документов механической и магнитной записи);

- время звучания;

- количество единиц хранения (оригиналов и копий).

При составлении описательных статей в описи фонодокументов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Формы к Правилам 2020 г. N 43. Форма описи фонодокументов граммофонной записи (грампластинок); N 44. Форма описи фонодокументов магнитной записи//ВНИИДАД. Официальный сайт;

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

185

Описательная статья описи видеодокументов должна включать также: фамилию(и) и инициалы автора(ов), место и крайние даты съемки, дату создания, цветность, тип носителя, формат записи, хронометраж, количество единиц хранения (оригиналов и копий), состав текстовой сопроводительной документации

пп. 30, 41.2 Правил 2020

В описи видеодокументов заголовок включает официальное или авторское название видеодокумента в целом, а также его части. Следом указывается: - фамилия(и) и инициалы автора(ов);

- место и крайние даты съемки;

- дата создания видеодокумента;

- дата события (в случае ее несовпадения с датой создания видеодокумента);

- название, жанр видеодокумента.

При отсутствии названия вслед за жанром указывается основное содержание теле- или радиопередачи, выступления, беседы и т.д.;

- звук - немой, звуковой (моно, стерео, др.);

- цветность - черно-белый, цветной; - тип носителя и формат записи;

- хронометраж; - количество единиц хранения (оригиналов и копий).

При составлении описательных статей в описи видеодокументов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Формы к Правилам 2020 N 37. Форма описи видеодокументов//Федеральное архивное агентство. Официальный сайт;

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

Порядок применения данного требования к описям, требующим переработки или усовершенствования, должен решаться контрольными органами.

186

Описательная статья описи электронных документов должна включать также объем в мегабайтах. К описи должны прилагаться реестры электронного дела, состав которых соответствует нормативным требованиям. В описи электронной НТД быть указан состав текстовой сопроводительной документации

пп. 30, 41.2 Правил 2020

В описи электронных дел, документов дополнительно указывается объем в мегабайтах. К описи электронных дел, документов должны прилагаться реестры документов электронного дела. К описи электронных дел, документов прилагаются реестры документов электронного дела, в которых указываются файлы, составляющие электронные документы, даты и время их последнего изменения, объем в байтах, форматы файлов.

При составлении описательных статей в описи электронных документов архиву рекомендуется руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:

Приложение N 7 к Правилам 2020;

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

187

При пересоставлении описи дел, документов один экземпляр ранее имевшейся описи дел, документов должен включаться в состав фонда и учитываться во вновь составленной описи дел, документов под последним учетным номером. Остальные экземпляры пересоставленной описи выделяются к уничтожению

п. 41.3 Правил 2020

Если опись дел, документов пересоставляется, то один экземпляр ранее имевшейся описи дел, документов должен быть включен во вновь составленную опись дел, документов под последним учетным номером, остальные ее экземпляры должны быть выделены к уничтожению.

При пересоставлении описи дел, документов рекомендуется руководствоваться следующим методическим документом:

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

188

Переводная таблица к переработанной описи должна быть помещена в соответствующее дело фонда

п. 41.3 Правил 2020

Разработанная новая схема систематизации единиц хранения в описи приводит к изменению их шифров. К переработанным фондам составляется переводная таблица шифров, в которых предусмотрена отсылка от старых шифров к новым. Переводная таблица к переработанной описи, помимо самой описи, помещается в соответствующее дело фонда.

При составлении переводной таблицы к описи дел, документов архиву рекомендуется руководствоваться следующим методическим документом:

Составление архивных описей: методические рекомендации/Росархив, ВНИИДАД. - М., 2007. (http://sif.vniidad.ru/docs/sost%20arh%20opis.pdf)

189

Путеводитель по фондам должен содержать описательные статьи на уровне каждого архивного фонда, систематизированные по разработанной архивом схеме, и справочный аппарат, включающий титульный лист, содержание (оглавление), предисловие, список сокращений, приложения, указатели и общую библиографию. Описательная статья путеводителя по фондам архива должна включать установленные Правилами элементы информации

пп. 42.1, 42.2 Правил 2020

Путеводитель по фондам архива является одним из важнейших структурных справочников архива, так как содержит наиболее полную информацию о составе и содержании фондов конкретного архива. Путеводитель по фондам должен содержать описательные статьи на уровне каждого архивного фонда, систематизированные по разработанной архивом схеме, и справочный аппарат, включающий: титульный лист, содержание (оглавление), предисловие, список сокращений, приложения, указатели и общую библиографию.

Схема построения путеводителя по фондам архива должна отражать исторически сложившуюся организацию фондов (документов) в архиве или логические взаимосвязи между группами фондов (документов) в соответствии с их составом и содержанием.

В государственных архивах, документы которых отражают различные стороны деятельности государства и общества, при разработке схемы путеводителя рекомендуется использовать Главную и Основную таблицы Единого классификатора документной информации Архивного фонда Российской Федерации (М., 2007) (https://vniidad.ru/downloads/metodich-literatura/ediniy-klasifikator.pdf). Подразделы схемы строятся по производственно-отраслевому принципу в исторической и логической последовательности. В самостоятельные разделы путеводителя целесообразно выделять характеристики фондов личного происхождения, архивных коллекций, а также аудиовизуальных документов.

Представление архивных фондов однотипных организаций может быть дано в путеводителе по фондам архива кратко - в виде списка неаннотируемых фондов (перечня названий фондов и справочных данных о них).

К обязательным элементам справочного аппарата путеводителя по фондам архива относятся титульный лист, содержание (оглавление), предисловие, список сокращений, указатели. Кроме того, может составляться общий список литературы к путеводителю, включающий научные работы об архиве, по истории фондообразователей и фондов, публикации документов фондов архива.

В многотомном издании путеводителя по фондам архива справочный аппарат составляется как для всего издания в целом, так и для каждого тома в отдельности.

Описательная статья архивного фонда, архивной коллекции в путеводителе по фондам архива должна включать:

- название, справочные данные (сокращенное наименование архива, номер фонда, коллекции, количество единиц хранения (единиц учета), объем документов каждого вида с крайними датами, крайние даты документов с указанием незадокументированных периодов (при наличии), сведения о количестве описей);

- сведения об истории фондообразователя - организации (даты образования, переименования, реорганизации, ликвидации, ведомственную принадлежность, структуру, функции и их изменения, названия организаций - предшественника и правопреемника) или краткие биографические данные о фондообразователе - физическом лице (фамилию, имя, отчество (при наличии), псевдоним, прежнюю фамилию, даты жизни, профессию, данные о служебной и общественной деятельности);

- сведения об истории фонда, коллекции (дату, источник и основание поступления в архив, степень сохранности документов, особенности формирования, описания и систематизации документов, изменения в составе и объеме и их причины, наличие в фонде документов других организаций или лиц (фондовых включений), о времени, условиях создания, принципах формирования и местонахождении архивной коллекции до поступления в архив, а также о ее составителе);

- аннотацию о составе и содержании документов фонда, коллекции. В аннотации дается краткая характеристика отдельных, наиболее важных документов фонда, в частности, особо ценных и уникальных. Могут указываться как заголовки документов, так и краткое изложение их содержания. Перечисляются имена и фамилии лиц, названия учреждений, стран, географические названия, упоминаемые в документах, если они являются значимыми для поиска информации. В аннотации можно указывать наличие в фонде документов на разных носителях, в разных форматах и др.;

- сведения о языке документов, условиях доступа и использования, сведения о составе научно-справочного аппарата к фонду, коллекции.

В качестве дополнительных сведений в описательной статье путеводителя могут быть указаны:

- сведения о местонахождении дополняющих фонд документов в данном и других архивах;

- физические характеристики документов фонда;

- библиография о фонде - перечень стандартизированных описаний изданий по истории фондообразователя, справочников, исследований о документах фонда и их публикаций.

190

Краткий справочник по фондам должен содержать перечень характеристик архивных фондов или групп архивных фондов, систематизированных по разработанной архивом схеме. Описательная статья в кратком справочнике по фондам архива должна включать установленные Правилами элементы информации

п. 43.1 Правил 2020

Краткий справочник по фондам должен содержать перечень характеристик архивных фондов или групп архивных фондов, систематизированных по разработанной архивом схеме.

Описательная статья в кратком справочнике по фондам архива должна включать название архивного фонда, справочные данные (номер фонда, его объем, крайние даты документов) и сведения о составе научно-справочного аппарата к фонду (количество описей, наличие каталогов, указателей, обзоров фонда). Характеристика документов (аннотация состава и содержания архивных фондов) в кратком справочнике либо отсутствует (не аннотированный справочник), либо дается в обобщенной форме (аннотированный справочник).

191

При нефондовой организации хранения аудиовизуальных документов архивом должно осуществляться формирование и ведение каталога аудиовизуальных документов

п. 44.1 Правил 2020

Формирование и ведение каталога аудиовизуальных документов осуществляется архивом в обязательном порядке при нефондовой организации их хранения.

Каталоги аудиовизуальных документов могут вестись в бумажной и/или электронной формах. Они могут формироваться отдельно на каждый вид аудиовизуальных документов.

Рекомендуется включать в состав описательной статьи систематического каталога аудиовизуальных документов следующие элементы: название архива, название раздела (рубрики), индекс по классификатору, название вида аудиовизуальных документов, заголовок, фамилии и инициалы авторов и исполнителей: режиссеров, операторов, сценаристов и прочих создателей (для кинодокументов и видеодокументов), авторов съемки (для фотодокументов); авторов, исполнителей произведения, докладчиков (для фонодокументов), название студии (при наличии), звук (для кинодокументов, видеодокументов), цветность (кроме фонодокументов), формат записи (для кинодокументов - формат пленки), архивный шифр, внешние особенности (для фотоальбомов), количество частей (кинодокументов, видеодокументов - при наличии), дата и место съемки для фотодокументов, дата и место выпуска/изготовления для кино-, фоно-, видеодокументов, дата и место записи (перезаписи), время звучания (воспроизведения) (для фонодокументов и видеодокументов), метраж негатива или позитива (для кинодокументов), количество листов и фотоотпечатков в фотоальбоме, количество кадров панорамной съемки (для фотодокументов), язык документа (если при создании аудиовизуальных документов использованы один или несколько иностранных языков или языки народов Российской Федерации), сведения об условиях доступа и использования, наличии фонда пользования.

Дополнительные элементы описательной статьи могут включать ключевые слова, тематику, персоналии, фамилию составителя и дату составления описательной статьи.