IV. Осуществление государственного контроля

31. Контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде:

а) выборочного контроля;

б) инспекционного визита;

в) документарной проверки;

г) выездной проверки;

д) наблюдения за соблюдением обязательных требований;

е) выездного обследования.

32. Специальные режимы государственного контроля не используются.

33. Государственный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 31 настоящего Положения, а также контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 31 настоящего Положения.

34. Для каждого вида контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрен перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) истребование документов;

д) экспертиза;

е) получение письменного объяснения;

ж) отбор проб (образцов).

35. Осмотр проводится в следующем порядке:

а) уполномоченное должностное лицо вправе осматривать любые используемые контролируемым лицом производственные объекты, относящиеся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

б) уполномоченное должностное лицо может производить осмотр используемых контролируемым лицом для осуществления деятельности, связанной с обращением семян, производственных объектов;

в) уполномоченным должностным лицом осмотр осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи;

г) по результатам осмотра уполномоченным должностным лицом составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных производственных объектов, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов государственного контроля, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

36. Досмотр проводится в следующем порядке:

а) досмотр осуществляется уполномоченным должностным лицом в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи;

б) досмотр может осуществляться уполномоченным должностным лицом в отсутствие контролируемого лица или его представителя при наличии сведений о причинении вреда, а равно при создании угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, иным объектам охраны окружающей среды, а также при наличии надлежащего уведомления контролируемого лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с обязательным применением видеозаписи;

в) по результатам досмотра уполномоченным должностным лицом составляется протокол досмотра, в который вносится перечень производственных объектов, а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов государственного контроля, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

37. Опрос проводится в следующем порядке:

а) уполномоченное должностное лицо может опрашивать контролируемое лицо или его представителя исключительно по вопросам, имеющим отношение к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

б) результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

38. Получение письменных объяснений осуществляется в следующем порядке:

а) уполномоченное должностное лицо вправе запрашивать письменные свидетельства, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения);

б) объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме;

в) уполномоченное должностное лицо вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что уполномоченное должностное лицо с их слов записало верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.

39. Истребование документов осуществляется в следующем порядке:

а) уполномоченное должностное лицо вправе предъявить (направить) контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований и (или) их копий;

б) истребуемые документы направляются уполномоченному должностному лицу в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случаев, если установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. Документы могут быть представлены на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через уполномоченного представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу;

в) в случае представления заверенных копий истребуемых документов уполномоченное должностное лицо вправе ознакомиться с подлинниками документов;

г) документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом уполномоченному должностному лицу в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить уполномоченное должностное лицо о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства уполномоченное должностное лицо продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

д) документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом уполномоченному должностному лицу, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления уполномоченного должностного лица о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.

40. Отбор проб (образцов) осуществляется в следующем порядке:

а) отбор проб (образцов) семян сельскохозяйственных растений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится уполномоченными должностными лицами при необходимости с привлечением федеральных государственных бюджетных учреждений, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на право проведения отбора проб семян, подведомственных контрольному органу (далее - подведомственные организации) и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

б) отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи;

в) количество проб (образцов) и их отбор осуществляется для проведения экспертиз в соответствии со следующими национальными и межгосударственными стандартами:

ГОСТ 12036-85 "Межгосударственный стандарт. Семена сельскохозяйственных культур. Правила приемки и методы отбора проб";

ГОСТ 28636-90 "Семена малораспространенных кормовых культур. Сортовые и посевные качества. Технические условия";

ГОСТ 21820.0-76 "Хлопок-сырец семенной и семена хлопчатника. Методы отбора проб";

ГОСТ 31783-2012 "Межгосударственный стандарт. Посадочный материал винограда (саженцы). Технические условия";

ГОСТ 30106-94 "Чеснок семенной. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия";

ГОСТ 32066-2013 "Межгосударственный стандарт. Семена сахарной свеклы. Посевные качества. Общие технические условия";

ГОСТ 30088-93 "Межгосударственный стандарт. Лук-севок и лук-выборок. Посевные качества. Общие технические условия";

ГОСТ Р 53135-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Посадочный материал плодовых, ягодных, субтропических, орехоплодных, цитрусовых культур и чая. Технические условия";

ГОСТ Р 53214-2008 (ИСО 24276:2006) "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Методы анализа для обнаружения генетически модифицированных организмов и полученных из них продуктов. Общие требования и определения";

ГОСТ Р 52325-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия";

ГОСТ Р 58472-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Семена эфиромасличных культур. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия";

ГОСТ 33996-2016 "Межгосударственный стандарт. Картофель семенной. Технические условия и методы определения качества";

ГОСТ Р 59653-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Материал посадочный плодовых и ягодных культур. Технические условия";

ГОСТ Р 53050-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Материал для размножения винограда (черенки, побеги). Технические условия";

г) по результатам отбора проб (образцов) уполномоченным должностным лицом или привлеченным им лицом подведомственной организации составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:

дата и место его составления;

должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица или привлеченного им лица подведомственной организации, составивших протокол, их подписи;

сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб, их подписи;

использованные методики отбора проб (образцов);

информация, необходимая для идентификации проб (образцов);

описание семян сельскохозяйственных растений, включая наименование, номер партии, массу партии, массу пробы, место отбора проб (образцов) (автомобиль, склад, силос, земельный участок);

описание операции отбора проб (образца) (если известно), включая расположение и точки отбора проб, число точечных проб в партии, число средних проб (образцов) на партию, использованную процедуру отбора проб (образцов) (оборудование, неподвижная (перемещаемая) партия и др.);

пункт назначения пробы (образца), полное наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) для физического лица, индивидуального предпринимателя) и адрес, по которому должны быть отправлены пробы (образцы);

иная информация, влияющая на результаты экспертиз;

условия транспортирования;

д) в случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) уполномоченное должностное лицо или представитель подведомственной организации делает соответствующую отметку;

е) не осуществляется отбор проб (образцов), которые согласно имеющимся документам (или при их отсутствии) и (или) согласно сведениям, указанным на упаковке семян сельскохозяйственных растений, не отвечают установленным запретам и ограничениям и (или) не соответствуют обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к семенам.

41. Экспертиза проводится в следующем порядке:

а) экспертиза осуществляется экспертом или подведомственной организацией по поручению контрольного органа в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (далее - экспертное задание);

б) конкретное экспертное задание может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

установление фактов, обстоятельств;

установление тождества или различия;

установление объективных свойств семян сельскохозяйственных растений и их соответствие показателям сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений;

установление содержания в пробе (образце) семян сельскохозяйственных растений материала и растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии;

проведение оценки пробы (образца) на соответствие заданным критериям;

установление соответствия пробы (образца) существующим принципам и нормам права;

установление соответствия пробы (образца) заданной системе нормативно-технических требований;

в) для проведения экспертизы проба (образец) семян сельскохозяйственных растений в сопровождении протокола отбора проб (образцов) семян сельскохозяйственных растений направляется уполномоченным должностным лицом эксперту или в подведомственную организацию;

г) при назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право:

информировать контрольный орган о наличии конфликта интересов у эксперта или подведомственной организации;

предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта подведомственной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;

присутствовать с разрешения уполномоченного должностного лица при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;

ознакомиться с заключением эксперта или подведомственной организации;

д) результаты экспертизы оформляются экспертным заключением;

е) время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между уполномоченным должностным лицом и экспертом или подведомственной организацией.

42. Для фиксации уполномоченными должностными лицами и подведомственными организациями доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в следующих случаях:

а) фотосъемка используется для фиксации каждого нарушения обязательных требований при проведении осмотра, проведении досмотра, при отборе проб (образцов);

б) видеозапись используется:

при проведении осмотра;

при проведении досмотра;

в случае невозможности однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке;

при проведении опроса (при наличии письменного согласия объекта государственного контроля на проведение видеозаписи опроса);

при отборе проб (образцов);

в случае отказа контролируемого лица или его уполномоченного представителя, в отношении которого проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, от дачи письменного объяснения и при его согласии давать устные объяснения с применением видеозаписи;

в) аудиозапись используется:

при проведении опроса (при наличии письменного согласия объекта государственного контроля на проведение аудиозаписи опроса);

в случае отказа контролируемого лица или его представителя, в отношении которого проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, от дачи письменного объяснения и при его согласии давать устные объяснения с применением аудиозаписи.

43. Фото-, аудио- и видеозапись осуществляются в следующем порядке:

а) фото-, аудио- и видеофиксация проводятся уполномоченными должностными лицами, назначенными ответственными за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, посредством использования фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты);

б) оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат);

в) при проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:

необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта государственного контроля;

следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов государственного контроля;

г) фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

44. Физическое лицо, являющееся контролируемым лицом, или его представитель вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:

а) отсутствие по месту регистрации физического лица на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с ежегодным отпуском, командировкой, похоронами;

б) временная нетрудоспособность (в том числе в связи с временной нетрудоспособностью детей, близких родственников) на момент контрольного (надзорного) мероприятия;

в) нахождение в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком;

г) применение к физическому лицу таких видов наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, как обязательные, исправительные или принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок;

д) призыв на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

45. Под выборочным контролем в настоящем Положении понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое по месту хранения, и (или) реализации, и (или) производства контролируемыми лицами семян сельскохозяйственных растений, при котором осуществляется отбор проб (образцов) семян в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям, а также контрольное (надзорное) мероприятие по соблюдению запретов и ограничений, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и выращиванием на территории Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (посадочного материала), в том числе содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2023 N 2291)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов;

г) отбор проб (образцов);

д) экспертиза.

47. Выборочный контроль проводится уполномоченным должностным лицом в том числе с участием экспертов, специалистов подведомственных организаций, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения территориального органа контрольного органа.

Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) семян и необходимые экспертизы.

После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты потребительских свойств) семена возвращаются контролируемому лицу, у которого они были изъяты.

В случае если в ходе выборочного контроля осуществлялся отбор проб (образцов) семян сельскохозяйственных растений и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству семян, влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а семена не подлежат возврату вследствие утраты потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов семян, контролируемое лицо, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) семян, вправе обратиться в контрольный орган с требованием о возмещении стоимости утраченных семян, изъятых в ходе осуществления выборочного контроля.

48. Обязательное использование видеозаписи при отборе проб (образцов) семян сельскохозяйственных растений осуществляется в следующих случаях:

а) невозможность однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке;

б) отказ контролируемого лица или его уполномоченного представителя от отбора проб (образцов).

49. Под инспекционным визитом в настоящем Положении понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.

50. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) получение письменных объяснений;

в) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля.

51. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте не может превышать один рабочий день.

52. Под документарной проверкой в настоящем Положении понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного органа.

53. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

54. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период начиная с даты направления уполномоченным должностным лицом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до даты представления указанных в требовании документов, а также период начиная с даты направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо информации о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до даты представления указанных пояснений в контрольный орган.

55. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований в настоящем Положении понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, полученных с использованием технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется уполномоченным должностным лицом на основании заданий.

Задание на осуществление наблюдения за соблюдением обязательных требований оформляется контрольным органом в отношении контролируемого лица и объекта государственного контроля.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется уполномоченным должностным лицом без выезда по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля.

56. Под выездным обследованием в настоящем Положении понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований.

57. В ходе выездного обследования уполномоченным должностным лицом могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) отбор проб (образцов);

в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

г) экспертиза.

58. Выездное обследование одного объекта государственного контроля (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) осуществляется уполномоченным должностным лицом в срок, не превышающий одного рабочего дня, указанного в задании.

59. Под выездной проверкой в настоящем Положении понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного органа.

60. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) экспертиза.

61. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала.

62. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия уполномоченного должностного лица и контролируемого лица в ходе проведения выездной проверки не может превышать:

а) 50 часов - для малого предприятия;

б) 15 часов - для микропредприятия.

63. Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации.

64. В случае выявления нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченное должностное лицо после оформления акта контрольного мероприятия обязано выдать контролируемому лицу предписание, а также рассмотреть вопрос о выдаче рекомендации по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.