IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

17. К эксплуатации в рамках экспериментального правового режима с целью выполнения воздушных перевозок грузов оргкомитетом допускаются беспилотные воздушные суда, включенные в один из государственных реестров воздушных судов, имеющие заключение о допуске беспилотной авиационной системы к полету в рамках экспериментального правового режима по результатам успешно пройденных проверок, пробных облетов беспилотных воздушных судов, в порядке, предусмотренном настоящей Программой.

18. Оператор экспериментального правового режима несет ответственность за соблюдение порядка допуска беспилотных авиационных систем к выполнению полетов, воздушных перевозок грузов в районе экспериментального правового режима.

19. Прохождение необходимых проверок выполняется в следующем порядке:

а) камеральная проверка.

Критериями прохождения камеральной проверки являются:

наличие документов, подтверждающих готовность беспилотной авиационной системы к безопасной эксплуатации, страхование гражданской ответственности в соответствии со статьей 131 Воздушного кодекса Российской Федерации, уровень локализации конструкции беспилотной авиационной системы, определенной документацией технологических испытаний для допуска к испытаниям;

наличие документа, содержащего характеристики и ожидаемые условия эксплуатации беспилотной авиационной системы;

наличие документа, подтверждающего включение беспилотного воздушного судна в один из государственных реестров воздушных судов.

Камеральная проверка проводится членами экспертной комиссии в течение 7 рабочих дней со дня получения комплекта документов и информации, представляемых для прохождения камеральной проверки эксплуатантом беспилотной авиационной системы.

При наличии замечаний и вопросов к представленному комплекту документов экспертная комиссия направляет эксплуатанту беспилотной авиационной системы запрос на представление дополнительных документов (информации) с указанием срока их представления, при этом срок камеральной проверки продлевается на время представления запрашиваемых документов (информации).

По результатам рассмотрения представленных документов (информации) экспертной комиссией формируется заключение о камеральной проверке, в котором отражается решение о допуске (недопуске) эксплуатанта беспилотной авиационной системы к выездной проверке.

Вместе с извещением об успешном прохождении камеральной проверки эксплуатанту беспилотной авиационной системы направляется инструктивный материал по установке и эксплуатации размещаемых на беспилотных авиационных системах средств независимых измерений результатов испытаний, включающий минимальные требования по электромагнитной совместимости с оборудованием беспилотной авиационной системы;

б) выездная проверка.

Даты проведения выездной проверки согласуются экспертной комиссией с эксплуатантом беспилотной авиационной системы в течение 10 рабочих дней со дня формирования заключения о допуске эксплуатанта беспилотной авиационной системы к выездной проверке.

Выездная проверка проводится в соответствии с документацией технологических испытаний.

Критериями прохождения выездной проверки являются:

успешное выполнение пробного облета N 1 в порядке, определенном документацией технологических испытаний;

совместимость оборудования беспилотной авиационной системы с размещаемыми на беспилотной авиационной системе средствами автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа, применяемыми для объективного контроля результатов технологических испытаний.

По результатам выездной проверки экспертной комиссией составляется акт выездной проверки, подписываемый всеми членами экспертной комиссии, проводившими проверку, уполномоченным представителем эксплуатанта беспилотной авиационной системы.

Акт выездной проверки содержит перечень маркированных узлов и агрегатов беспилотной авиационной системы и решение экспертной комиссии о допуске (недопуске) эксплуатанта беспилотной авиационной системы к прохождению технической проверки беспилотной авиационной системы на технологических испытаниях;

в) техническая проверка.

Проводится на площадке технологических испытаний.

Критериями прохождения технической проверки являются:

готовность беспилотной авиационной системы к выполнению пробного облета N 2;

наличие документов, подтверждающих страхование, предусмотренное пунктами 56 и 57 настоящей Программы.

При проведении технической проверки экспертная комиссия проверяет параметры беспилотной авиационной системы, указанные в документации технологических испытаний.

По результатам технической проверки составляются акт технической проверки и заключение о допуске беспилотной авиационной системы к пробному облету N 2, подписываемые всеми членами экспертной комиссии, проводившими проверку;

г) пробный облет N 2.

Проводится на площадке технологических испытаний.

Критерием прохождения пробного облета N 2 является подтверждение соответствия критериям успешности пробного облета, установленным документацией технологических испытаний;

д) по результатам успешного прохождения технической проверки и пробного облета N 2 членами экспертной комиссии, проводившими проверку, составляется заключение о допуске беспилотной авиационной системы к полету технологических испытаний в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 3.

20. Указанные в пункте 19 настоящей Программы проверки проводятся безвозмездно для эксплуатантов беспилотных авиационных систем экспертной комиссией, назначаемой оператором экспериментального правового режима.

21. Участники технологических испытаний при выполнении полетов обязаны обеспечить наличие на месте размещения пункта дистанционного управления документации, требуемой в соответствии с пунктом 1 статьи 66, пунктом 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128.

22. При выполнении полетов должны быть обеспечены непрерывные телефонная и (или) радиосвязь между руководителем полетов и внешним пилотом беспилотной воздушной системы, руководителем полетов и органом обслуживания воздушного движения.

23. Назначение радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, входящих в состав беспилотных авиационных систем, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам.

Использование указанных радиоэлектронных средств при отсутствии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра для организации каналов управления, контроля и передачи данных в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" не допускается.

24. Участники технологических испытаний при выполнении полетов и эксплуатанты пилотируемых воздушных судов авиации общего назначения, выполняющие полеты в районе экспериментального правового режима, обеспечивают наличие на борту воздушного судна работающего мультистандартного бортового устройства автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа, функционирующего с учетом требований к линиям передачи данных, одобренных Международной организацией гражданской авиации, обеспечивающего передачу следующей информации:

а) опознавательный индекс воздушного судна;

б) 4 следующие по ходу полета поворотные точки маршрута;

в) для беспилотного воздушного судна - координаты пункта дистанционного управления, осуществляющего контроль (управление) полета беспилотного воздушного судна в текущий момент с интервалом не реже 1 раза в 10 минут;

г) аварийный код, свидетельствующий о внештатном выполнении полета, который должен активироваться и передаваться:

автоматически, - в случае если перед началом выполнения полетного задания внешним пилотом беспилотного воздушного судна или пилотом пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения не был введен код штатной работы;

для беспилотного воздушного судна - в случае потери командного канала беспилотного воздушного судна;

в случае если после начала выполнения полета внешним пилотом беспилотного воздушного судна или пилотом пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения был введен код внештатной работы. При этом команда на включение (отключение) аварийного кода должна передаваться в закрытом режиме (с использованием технического кодирования);

в случае возникновения внештатной ситуации на борту беспилотного или пилотируемого воздушного судна (технического отказа), которая препятствует выполнению полета.

25. Уникальный буквенно-числовой код штатной работы выдается внешнему пилоту беспилотного воздушного судна или пилоту пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения эксплуатантом беспилотной авиационной системы способом, обеспечивающим конфиденциальность информации.

Работающее бортовое устройство автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа не должно оказывать влияние на штатную работу средств связи, навигации, наблюдения и органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации за пределами района экспериментального правового режима.

При получении аварийных кодов с борта беспилотного воздушного судна или пилотируемого воздушного судна авиации общего назначения средства наблюдения внешнего пилота, а также органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации должны обеспечивать соответствующую сигнализацию.

В случае выделения в Российской Федерации диапазонов частот, предназначенных специально для реализации линии C3 и (или) линии C2, оператором экспериментального правового режима должны быть разработаны и предложены для внесения в настоящую Программу требования по применению средств криптографической защиты информации, критической для безопасности полета, а также по расширению функционала бортовых средств автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа до обеспечения работы системы распознавания "свой-чужой".

26. К выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна в рамках экспериментального правового режима допускаются лица, прошедшие обучение в соответствии с типовой программой подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по профессии "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее", приведенной в приложении N 4 (далее - программа подготовки), на базе определенной оператором экспериментального правового режима организации.

27. Для выполнения полетов в рамках экспериментального правового режима лицам, успешно прошедшим обучение по программе подготовки и тестирование в целях проверки знаний, полученных по результатам освоения программы подготовки, оператором экспериментального правового режима выдается свидетельство внешнего пилота экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 5. Подготовка и тестирование внешних пилотов беспилотных воздушных судов осуществляются на безвозмездной основе.

28. Планирование использования воздушного пространства для применения беспилотных авиационных систем и выполнение полетов беспилотных воздушных судов в районе экспериментального правового режима осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) представление на установление местного режима и план полета беспилотного воздушного судна подаются оператором экспериментального правового режима в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 (далее - инструкция), за исключением абзаца четвертого подпункта "в" пункта 10 и абзаца первого пункта 11 инструкции, в сроки, обеспечивающие поступление указанного представления в зональный (региональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации не позднее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, допущенных к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в соответствии с требованиями настоящей Программы, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство класса G и (или) нижнее воздушное пространство класса C в пределах границ района экспериментального правового режима;

б) представление на установление местного режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих участникам технологических испытаний, не подлежит рассмотрению, если оно поступило в зональный (региональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации менее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие местного режима, а также если в нем не содержится информация, необходимая для определения места, времени и высоты установления запрета на использование воздушного пространства в соответствии с пунктом 6 инструкции;

в) полеты беспилотных воздушных судов в ходе технологических испытаний должны проходить в пределах границ района экспериментального правового режима. Пробный облет N 1 проводится на территории выездной проверки, относимой на время пробного облета N 1 к району экспериментального правового режима, с предельной дистанцией не более 1 километра от точки взлета с установлением местного или временного режима использования воздушного пространства;

г) при выполнении одновременных совместных полетов нескольких беспилотных воздушных судов в рамках экспериментального правового режима в ходе технологических испытаний управление полетами возлагается на оператора экспериментального правового режима;

д) оператор экспериментального правового режима обеспечивает систему управления безопасностью полетов для применения участниками технологических испытаний, в том числе с применением цифровых технологий для сбора и анализа данных о факторах опасности, создающих угрозу безопасности полетов беспилотных воздушных судов, оценки уровня возникающих рисков и формирования рекомендаций по их минимизации;

е) ответственность за обеспечение безопасности использования воздушного пространства в ходе технологических испытаний беспилотных авиационных систем (предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами других пользователей воздушного пространства и (или) другими материальными объектами) лежит на участниках технологических испытаний, в интересах которых устанавливается местный режим использования воздушного пространства;

ж) в границах района экспериментального правового режима в ходе технологических испытаний помимо участников технологических испытаний могут выполнять полеты эксплуатанты пилотируемых воздушных судов авиации общего назначения при условии наличия на борту воздушного судна работающего бортового устройства автоматического зависимого наблюдения с характеристиками, определенными пунктом 24 настоящей Программы, устанавливаемого самостоятельно или предоставляемого на согласованных условиях оператором экспериментального правового режима. Высота зоны полетов от поверхности земли составляет до 300 метров.

29. В целях повышения мотивации организаций, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем, к разработке цифровых инноваций для их апробации в формате технологических испытаний и ускорения их последующего внедрения Федеральное агентство воздушного транспорта и федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации" принимают результаты технологических испытаний беспилотных воздушных судов в рамках экспериментального правового режима в качестве результатов выполнения программы сертификационных работ без дополнительных проверок и взимания платы федеральным автономным учреждением "Авиационный регистр Российской Федерации" в случае, если:

а) участник технологических испытаний не позднее чем за 3 месяца до окончания полетов в рамках экспериментального правового режима направит в Федеральное агентство воздушного транспорта заявку на получение сертификата типа и заявку на получение сертификата разработчика по форме, установленной Федеральным агентством воздушного транспорта;

б) проведен этап макета по испытываемому в технологических испытаниях в рамках экспериментального правового режима типу беспилотных авиационных систем, на котором Федеральное агентство воздушного транспорта и федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации" одобрили сертификационный базис в заявленных ожидаемых условиях эксплуатации данного типа беспилотных авиационных систем и программу сертификационных работ для данного типа беспилотных авиационных систем, в которую включены полеты данного типа беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима в соответствии с документацией технологических испытаний для соответствующего этапа технологических испытаний.