II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона

II. Описание цифровой инновации, которая планируется

к созданию, использованию или введению в употребление

в рамках экспериментального правового режима в сфере

цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2

Федерального закона

2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:

"авиационный персонал", "авиационные работы", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;

"акты общего регулирования", "общее регулирование", "специальное регулирование" "экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций" - в значениях, определенных в Федеральном законе;

"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство", "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".

Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:

"документация технологических испытаний" - документы, утверждаемые оргкомитетом, определяющие цели, задачи, порядок допуска участников технологических испытаний и проведения технологических испытаний, алгоритмы определения результатов технологических испытаний и размещенные в свободном доступе на официальном сайте технологических испытаний в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://aero.upgreat.one;

"линия C2" - линия контроля и управления между пунктом дистанционного управления и беспилотным воздушным судном;

"линия C3" - линия контроля, управления и связи между пунктом дистанционного управления и беспилотным воздушным судном;

"оператор экспериментального правового режима" - юридическое лицо, обеспечивающее в ходе реализации настоящей Программы координацию взаимодействия заинтересованных организаций, создание и эксплуатацию необходимой инфраструктуры района экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций "Аэрологистика" (далее - экспериментальный правовой режим), допуск участников технологических испытаний к полетам в районе экспериментального правового режима;

"оргкомитет" - коллегиальный орган, формируемый оператором экспериментального правового режима, осуществляющий координацию деятельности по подготовке и проведению технологических испытаний, в состав которого по согласованию входят в том числе представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации";

"площадка технологических испытаний" - аэродром, вертодром или посадочная площадка, допущенные к эксплуатации в соответствии с законодательством Российской Федерации и определенные для проведения очной натурной демонстрации технологий и технических решений в рамках технологических испытаний;

"пункт дистанционного управления" - элемент беспилотной авиационной системы;

"район экспериментального правового режима" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим;

"руководитель полетов" - специалист, осуществляющий контроль и управление движением воздушных судов, эшелонирование воздушных судов, находящихся в воздушном пространстве района экспериментального правового режима, взаимодействие со смежными диспетчерскими пунктами и органами управления воздушным движением, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в районе экспериментального правового режима, требования к которому приведены в приложении N 1;

"система управления безопасностью полетов" - обеспечиваемая оператором экспериментального правового режима система управления безопасностью полетов, осуществляющая сбор и анализ данных о факторах опасности и степени риска, хранение этих данных и обмен ими;

"территория выездной проверки" - производственные и аэродромные территории летно-испытательных комплексов предприятий - разработчиков беспилотных авиационных систем, подавших заявку на участие в технологических испытаниях;

"технологическое испытание" - мероприятие, направленное на экспертизу и оценку работы беспилотной авиационной системы участников технологических испытаний в соответствии со сценарием, описанным в пункте 7 настоящей Программы;

"участник технологических испытаний" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, успешно прошедший отборочные мероприятия и получивший заключение о допуске беспилотной авиационной системы к полету в рамках экспериментального правового режима по результатам успешно пройденных проверок и пробных облетов беспилотных воздушных судов в порядке, предусмотренном пунктом 19 настоящей Программы, внешние пилоты которого получили свидетельство внешнего пилота экспериментального правового режима в порядке, предусмотренном пунктами 26 и 27 настоящей Программы;

"экспертная комиссия" - коллегиальный орган, состоящий из специалистов профильных научно-исследовательских организаций, компаний - разработчиков и изготовителей беспилотных авиационных систем, созданный с целью научно-методологического и экспертного обеспечения проведения и верификации результатов технологических испытаний. Регламент работы и состав экспертной комиссии утверждаются оргкомитетом. Требования к экспертам экспертной комиссии приведены в приложении N 1 к настоящей Программе;

"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях беспилотной авиационной системой и использующие ее для выполнения полетов.

3. В текущем состоянии общего регулирования эксплуатация гражданских беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, подготовка и аттестация их внешних пилотов, предоставление транспортных и логистических услуг посредством таких беспилотных воздушных судов, необходимые для разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, не осуществляются по следующим факторам:

наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;

отсутствие систем и средств Detect and Avoid (далее - система DAA), обеспечивающих интеграцию беспилотных и пилотируемых воздушных судов в воздушное пространство Российской Федерации;

отсутствие утвержденных программ подготовки и аттестации внешних пилотов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.

Поэтапное совершенствование регулирования через механизмы экспериментальных правовых режимов предусмотрены Концепцией интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и планом реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2021 г. N 2806-р.

В связи с этим разработка и апробация цифровых инноваций, связанных с эксплуатацией беспилотных авиационных систем, их систем и компонентов для выполнения логистических операций с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов затруднена и нецелесообразна без установления экспериментального правового режима, позволяющего протестировать эффективность технологий в условиях специального регулирования.

4. Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные в пункте 3 настоящей Программы факторы путем:

введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов;

осуществления в порядке, предусмотренном разделом IX настоящей Программы, подготовки и аттестации внешних пилотов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов для квалифицированной и безопасной апробации цифровых инноваций на этапе технологических испытаний, а также для применения цифровых инноваций на этапе внедрения при условии установления местного или временного режима использования воздушного пространства.

5. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, выполняемых с применением беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, предназначенных для перевозки грузов:

системы автоматической точной посадки беспилотных воздушных судов на посадочную площадку, оборудованную автономными (необслуживаемыми) средствами локальной навигации;

системы и средства автоматического определения взаимного пространственного положения, плана полета беспилотных и (или) пилотируемых воздушных судов и автоматического избегания столкновений без участия человека системы DAA;

системы и средства независимого наблюдения за полетом беспилотного и (или) пилотируемого воздушного судна, его идентификации, определения местоположения и плана полета беспилотного и (или) пилотируемого воздушного судна в интересах пользователей воздушного пространства, органов управления воздушным движением, иных уполномоченных структур;

динамическая маршрутизация путем дистанционного изменения полетной программы при многозвенных логистических маршрутах беспилотных воздушных судов с неограниченной максимальной взлетной массой, осуществляющих перевозку грузов.

6. Разработка, апробация и внедрение цифровых инноваций осуществляются в форме технологических испытаний. Маршруты полетов беспилотных воздушных судов проектируются в районе экспериментального правового режима вне густонаселенных пунктов (городов, поселков и др.).

7. Сценарий применения беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами массой более 30 килограммов в рамках экспериментального правового режима предусматривает:

а) испытание N 1 (2023 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой до 15 килограммов на дистанцию до 600 километров с множественными промежуточными посадками в точках погрузки-разгрузки, с дальностью каждого беспосадочного перелета от 50 до 100 километров, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, в сложных погодных условиях;

б) испытание N 2 (2023 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой до 7 килограммов на дистанцию до 300 километров с множественными промежуточными посадками в точках погрузки-разгрузки, с дальностью каждого беспосадочного перелета от 10 до 20 километров, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, в сложных погодных условиях;

в) испытание N 3 (2023 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой до 30 килограммов на дистанцию до 700 километров с множественными промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-разгрузки, с дальностью каждого беспосадочного перелета от 30 до 40 километров, без технического обслуживания беспилотных воздушных судов в местах посадки, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, в сложных погодных условиях;

г) испытание N 4 (2023 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой до 10 килограммов на общую дистанцию до 400 километров с множественными промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-разгрузки, с дальностью каждого беспосадочного перелета от 10 до 15 километров, без технического обслуживания беспилотных воздушных судов в местах посадки, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, в сложных погодных условиях;

д) испытание N 5 (2024 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой до 30 килограммов на общую дистанцию до 900 километров с множественными промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-разгрузки, с дальностью каждого беспосадочного перелета от 30 до 40 километров, без технического обслуживания беспилотных воздушных судов в местах посадки, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, в сложных погодных условиях;

е) испытание N 6 (2024 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой до 15 килограммов на общую дистанцию до 600 километров с множественными промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-разгрузки, с дальностью каждого беспосадочного перелета от 10 до 20 километров, без технического обслуживания беспилотных воздушных судов в местах посадки, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, в сложных погодных условиях;

ж) финальное испытание (2024 год) - перевозка на беспилотных воздушных судах грузов массой не менее 50 килограммов на дистанцию не менее 1000 километров с множественными промежуточными посадками в динамически назначаемых точках погрузки-разгрузки, удаленных друг от друга на расстояние от 10 до 50 километров, без технического обслуживания беспилотных воздушных судов в местах посадки, без функционирования внешнего пилота и пункта дистанционного управления, в условиях ограничений по размерам посадочных площадок, одновременных полетов кооперирующихся беспилотных воздушных судов в общем воздушном пространстве, в сложных погодных условиях.

8. В результате установления экспериментального правового режима, успешной разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций будет повышена экономическая эффективность применения беспилотных авиационных систем за счет снижения расходов заказчика на услуги или эксплуатанта беспилотной авиационной системы на содержание множества разнотипных комплектов наземной посадочной инфраструктуры и получения возможности одним составом оборудования принимать на посадочную площадку любые типы беспилотных воздушных судов любых разработчиков. Будет повышена эффективность защиты объектов наземной инфраструктуры от противоправного применения беспилотных воздушных судов за счет установления обоснованных требований к оснащению беспилотных воздушных судов бортовыми средствами наблюдения за полетом беспилотного воздушного судна, получения его опознавательного индекса, аварийных кодов, текущих координат и плана полета, отображаемых как на стандартном диспетчерском оборудовании, применяемом в Российской Федерации для управления воздушным движением, так и на специальном портативном устройстве отображения, которым может быть экипирован любой сотрудник подразделений транспортной безопасности и (или) уполномоченных органов, с возможностью передачи на борт беспилотного воздушного судна формализованного служебного требования о срочной посадке, возврате или ином маневре. Это позволит в том числе снизить затраты на пассивные неизбирательные средства противодействия беспилотным воздушным судам, используемые при охране объектов критической инфраструктуры.

9. Повышение безопасности полетов и эффективность использования воздушного пространства будут обеспечены за счет выполнения одновременно полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации с возможностью автоматического предотвращения столкновений системой DAA. Значительный экономический эффект от внедрения системы DAA проявится за счет перехода от длительной процедуры получения разрешений на полет к уведомительному порядку использования воздушного пространства, что позволит осуществлять доставку грузов на одном маршруте несколькими беспилотными воздушными судами с наименьшей вероятностью столкновений. Беспилотные воздушные суда смогут автоматически уклоняться от столкновений между собой или уклоняться от столкновений с пилотируемыми воздушными судами при оборудовании их такими же системами DAA.