5. Особенности ФАОП ООО

Зачисление на обучение по АООП ООО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.

ФАОП ООО включает дифференцированные варианты для разных групп обучающихся с ОВЗ.

По ФАОП ООО могут получать образование обучающиеся, успешно освоившие варианты 1.1 - 8.1 и 1.2 - 8.2 адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования или основную образовательную программу начального общего образования.

Каждый вариант ФАОП ООО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной категории, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Структура каждого варианта ФАОП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный:

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАОП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел ФАОП включает федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности" <25>, которые образовательные организации используют в обязательном порядке <26>; а также программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, программу коррекционной работы и федеральную рабочую программу воспитания, тексты которых приведены в приложения 1 - 16 ФАОП ООО.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ, а не N 479.

<25> В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 479 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2024 г. взамен наименования "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится наименование предмета "Основы безопасности и защиты Родины".

<26> Часть 6.3 статьи 12 Федерального закона об образовании.

Организационный раздел ФАОП ООО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график, федеральный календарный план воспитательной работы.

В соответствии с ФГОС ООО и вариантами ФАОП ООО образовательная организация может разрабатывать один или несколько вариантов:

АООП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (варианты 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2);

АООП ООО для слепых обучающихся (варианты 3.1, 3.2);

АООП ООО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1, 4.2);

АООП ООО для обучающихся с ТНР (варианты 5.1, 5.2);

АООП ООО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1, 6.2);

АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7);

АООП ООО для обучающихся с РАС (варианты 8.1, 8.2).

В целом особенности реализации вариантов АООП ООО, сроки и условия пролонгации обучения, адресные группы обучающихся соответствуют требованиям ФГОС ООО, отражают существующую практику, сложившуюся в образовательных организациях, реализующих АООП ООО.

В то же время следует учитывать ряд положений ФАОП ООО, которые могут рассматриваться как новшества.

ФАОП ООО допускает обучение глухих обучающихся по вариантам 2.2.1 и 2.2.2 (то есть совместно со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися) при достижении глухими обучающимися уровня общего и речевого развития, личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования, способствующих освоению данных вариантов АООП ООО, с учетом желания обучающегося и его родителей (законных представителей).

ФАОП ООО предусматривает следующие сроки освоения АООП ООО обучающимися с ТНР по варианту 5.2: 5 лет (5 - 9 классы) или 6 лет (5 - 10 классы). Пролонгированные сроки обучения предусматриваются для обучающихся, у которых имеется выраженная дефицитарность речевого развития, коммуникативных навыков и (или) когнитивных функций, что требует дальнейшей организации коррекционно-развивающего обучения и реализации коррекционно-развивающих курсов. Решение о пролонгации обучения принимается психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) на основе заключения психолого-педагогического консилиума образовательной организации после тщательного психолого-педагогического изучения обучающихся в течение всего периода обучения на уровне основного общего образования с согласия родителей (законных представителей) и независимо от сроков обучения на уровне начального общего образования. Решение о пролонгации обучения принимается обычно не позднее окончания первого полугодия 9 класса.

При реализации АООП ООО образовательные организации вправе непосредственно применять ФАОП ООО или предусмотреть непосредственное применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) других компонентов. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Содержательный раздел.

В обязательном порядке образовательные организации используют федеральные рабочие программы по учебным предметам Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности" <27>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ, а не N 479.

<27> В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 479 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2024 г. взамен наименования "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится наименование предмета "Основы безопасности и защиты Родины".

При разработке разделов АООП ООО, отсутствующих в ФАОП ООО (рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов) образовательными организациями могут использоваться программно-методические материалы, размещенные по ссылке: https://fgosreestr.ru/.

Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности должны включать: содержание учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности; планируемые результаты его освоения и тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся и Федеральная рабочая программа воспитания образовательной организации разрабатываются на основе Приложений 1 и 2 ФАОП ООО, единых для всех групп обучающихся с ОВЗ.

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания образовательная организация может изменить ее содержание с учетом таких особенностей как организационно-правовая форма, контингент обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), направленность образовательной программы, особые образовательные потребности, этнокультурные и иные интересы обучающихся.

Не подлежит изменению содержание целевого раздела федеральной рабочей программы воспитания ФАОП ООО.

Программа коррекционной работы разрабатывается в соответствии с Приложениями 3 - 16 ФАОП ООО.

Организационный раздел.

При разработке учебного плана на уровне основного общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.

Изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, второго иностранного языка осуществляется при наличии возможностей образовательной организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ ФАОП ООО предусматривают возможность разработки индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП ООО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации с сохранением всех требований ФГОС ООО к учебным планам.

Требования к условиям реализации АООП ООО должны соответствовать ФГОС ООО, обеспечивать возможность реализации общих и индивидуальных особых образовательных потребностей адресной категории обучающихся с ОВЗ, а также должны обеспечивать преемственность системы специальных условий на уровне основного общего образования со специальными условиями получения начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

В случаях, когда переход на ФАОП осуществляется не в первый год изучения учебного предмета, который по старому учебному плану не изучался (например, "Вероятность и статистика"), необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования на переходный период.

При разработке вариантов 1.1. - 8.1 АООП ООО, учебные планы которых соответствуют учебному плану федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО), целесообразно учитывать рекомендации, представленные в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 3 марта 2023 г. N 03-327 "О направлении информации".

Порядок учебного планирования на переходный период (период поэтапного введения обновленных ФГОС ООО) для вариантов 1.2 - 8.2 ФАОП ООО должен учитывать особенности контингента обучающихся образовательной организации, а также особенности структурирования учебного материала по годам (периодам) обучения и характер пролонгации при изучении отдельных учебных предметов.

Обучающиеся с ОВЗ, завершившие обучение по АООП ООО, при переходе на уровень среднего общего образования могут продолжить обучение как по основной образовательной программе среднего общего образования (ООП СОО), так и по адаптированной основной образовательной программе среднего общего образования (АООП СОО).