6. Особенности АООП СОО

Зачисление на обучение по АООП СОО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.

Федеральной АООП СОО не предусмотрено.

Образовательные организации разрабатывают АООП СОО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся), для слепых обучающихся, для слабовидящих обучающихся, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствии с ФГОС СОО и федеральной образовательной программой среднего общего образования <28> (далее - ФОП СОО).

--------------------------------

<28> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2023 г., регистрационный N 74228).

Указанные АООП СОО предусматривают:

адаптацию образовательной среды с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ;

учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в требованиях к результатам освоения АООП СОО;

возможность замены в учебных планах АООП СОО учебного предмета "Физическая культура" на учебный предмет "Адаптивная физическая культур"; включения во внеурочную деятельность занятий по программе коррекционной работы; возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне;

наличие программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обеспечивающей реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития; создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся; использование адаптированного учебно-дидактического обеспечения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; предоставление при необходимости услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь; дополнение требований к личностным результатам освоения АООП СОО специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ;

возможность пролонгации освоения АООП СОО до 1 года (при необходимости).

АООП СОО должны соответствовать требованиям ФГОС СОО в части, касающейся обучающихся с ОВЗ.

Содержание образования обучающихся с ОВЗ в целом соответствует ФОП СОО.

Требования к условиям реализации АООП СОО должны учитывать особые образовательные потребности адресной категории обучающихся с ОВЗ.

Требования к личностным результатам дополняются специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные результаты коррекционно-развивающей работы имеют дифференцированный характер, определяются индивидуально и включают достижение каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в обществе.

Рекомендуется ориентироваться на следующие специальные результаты коррекционно-развивающей работы:

для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся

сформированность ценностно-смысловой установки на качественное владение русским языком, в том числе его восприятием и воспроизведением, навыками устной коммуникации;

сформированность ценностно-смысловой установки на постоянное пользование индивидуальными средствами слухопротезирования с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций;

самостоятельное получение информации, в том числе с использованием ИКТ, о средствах и способах слухопротезирования, сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях, ее использование для жизнеобеспечения;

стремление к расширению социальных контактов как со слышащими взрослыми и детьми, включая сверстников, так и с людьми, имеющими нарушения слуха;

демонстрация социальных компетенций, в том числе при взаимодействии на основе устной речи (при использовании индивидуальных средств слухопротезирования) в различных социальных ситуациях;

приобщение к социокультурным традициям лиц с нарушениями слуха, к использованию, при желании, в межличностном общении с глухими и слабослышащими людьми русского жестового языка, к применению калькирующей жестовой речи;

способность к осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования, участия в социально значимом труде с учетом профессий, доступных лицам с нарушениями слуха, потребностей рынка труда, собственных возможностей и ограничений.

для слепых и слабовидящих обучающихся

владение актуальной информацией о правах и обязанностях лиц с нарушениями зрения;

способность к осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования с учетом профессий, доступных слепым, личной оценки собственных возможностей и ограничений, учету потребностей рынка труда;

повышение самостоятельности, формирование адекватного типа отношения к нарушению, расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности;

стремление к расширению социальных контактов с людьми независимо от наличия и (или) отсутствия у них нарушения зрения, в том числе контактов со взрослыми и сверстниками с сохранным зрением; приобщение слепых обучающихся к социокультурным традициям;

совершенствование информационных и тифлотехнических компетенций, готовность к осознанному и самостоятельному профессиональному самоопределению;

овладение информационной компетентностью, обеспечивающей возможность для получения, обработки, хранения и использования информации без визуального контроля;

владением устной речью и рельефно-точечной системой чтения и письма Л. Брайля, монологической контекстной речью;

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях здоровья, о необходимом жизнеобеспечении;

сформированность адекватного отношения к нарушению;

стремление к расширению социальных контактов с разными людьми; способность вступать в коммуникацию со знакомыми и незнакомыми людьми для решения проблемных ситуаций;

сформированность навыков пространственной ориентировки, мобильность в максимально доступных пределах;

сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

владение необходимыми ассистивными технологиями и техническими средствами реабилитации для компенсации ограничений жизнедеятельности;

сформированность социально-бытовых умений, необходимых в повседневной жизни в доступных для обучающихся пределах;

способность к осознанному построению дальнейшей траектории образования и профессиональному самоопределению с учетом имеющихся двигательных ограничений и перспектив на рынке труда;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

способность использовать знания, полученные в ходе усвоения учебного материала, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;

способность организовать успешное взаимодействие с окружающими людьми, опираясь на понимание социальных отношений:

овладение методами эмоционального самоконтроля:

сформированность социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни.

Требования к предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учебных предметов "Адаптивная физическая культура" и "Основы безопасности жизнедеятельности" <29> определяются с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья в доступных для обучающихся пределах.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ, а не N 479.

<29> В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 479 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2024 г. взамен наименования "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится наименование предмета "Основы безопасности и защиты Родины".

Требования к предметным результатам освоения АООП слепыми и слабовидящими обучающимися также включают овладение необходимыми компетенциями с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.

Условия реализации адаптированной основной образовательной программы включают:

укомплектованность педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

архитектурную и информационную доступность всех объектов инфраструктуры образовательной организации для обучающихся.

материально-технические условия, необходимые для образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием.

Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ:

глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся

при организации оценочных процедур для обучающихся с нарушениями слуха должны быть созданы специальные условия, обусловленные их особыми образовательными потребностями и связанными с ними объективными трудностями;

наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров); мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения;

обеспечение надлежащими визуальными средствами воспроизведения информации;

учебные кабинеты оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами, или беспроводной аппаратурой, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение);

во внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционных занятий по Программе коррекционной работы обучающиеся пользуются индивидуальными средствами слухопротезирования (индивидуальными слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами, кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования);

помещения для коллективных внеурочных мероприятий оборудуются специальной системой индукционного типа или беспроводной аппаратурой коллективного пользования, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение;

обеспечивается систематическая (не реже одного раза в год) совместная проверка врачом-сурдологом и учителем-дефектологом (сурдопедагогом) режима работы индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

кабинеты для коррекционных занятий оснащаются необходимым специальным оборудованием и дидактическими материалами;

рабочее место обучающегося: в инклюзивном классе парта обучающегося с нарушениями слуха располагается в классе так, чтобы он мог хорошо видеть учителя, его лицо и лица одноклассников; в классных помещениях отдельных классов для обучающихся с нарушениями слуха парты располагаются полукругом, чтобы они могли всегда держать в поле зрения учителя, его лицо, движения рук, лица одноклассников;

слепых и слабовидящих обучающихся

обеспечение дифференцированного подхода в обучении, воспитании и коррекции с учетом зрительных нарушений, соблюдение режима зрительных нагрузок (для слабовидящих и слепых с остаточным зрением);

обеспечение обстановки психологического комфорта (в том числе в условиях совместного обучения со сверстниками с сохранным зрением);

использование современных тифлоинформационных технологий, тифлотехнических средств, устройств и приборов для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности и доступности для слепых и слабовидящих обучающихся;

развитие специальных компетенций, необходимых для подготовки слепых и слабовидящих обучающихся к продолжению образования, профессиональной самореализации и включению в социум;

обеспечение взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, в том числе с сохранным зрением в различных видах деятельности, расширение реальных и виртуальных социальных контактов, обогащение социального опыта посредством расширения социально-образовательного пространства за пределы образовательной организации и семьи;

использование специальных методов, тифлопедагогических приемов и средств обучения;

включение слепых и слабовидящих обучающихся в разнообразные воспитательные и досуговые мероприятия (в том числе совместно со сверстниками с сохранным зрением);

создание здоровьесберегающих условий, с учетом зрительных возможностей обучающихся.

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

индивидуально ориентированное психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная работа;

использование специальных методов, приемов, средств обучения, в том числе информационных, компьютерных технологий;

специальные условия текущей и промежуточной аттестации, адаптация оценочных процедур;

соблюдение ортопедического режима;

обеспечение здоровьесберегающих технологий (оздоровительный и охранительный режим, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок);

обеспечение обстановки психологического комфорта;

обеспечение участия обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в совместных мероприятиях со сверстниками;

сочетание очных и дистанционных форм обучения при необходимости;

сочетание обучения с реабилитационными мероприятиями;

создание безбарьерной среды, обеспечение индивидуально адаптированным рабочим местом при необходимости (специальная мебель, вспомогательные технические средства и ассистивные технологии для обучения и коммуникации);

специальное оборудование и вспомогательные технические средства для передвижения и самообслуживания;

помощь ассистента при необходимости.

обучающихся с расстройствами аутистического спектра

проектирование и поддержание адаптированной образовательной среды, направленной на преодоление различных форм аутистической защиты учащихся и имеющей развивающий потенциал;

индивидуализация процесса обучения в соответствии с особенностями обучающегося с расстройствами аутистического спектра;

подбор и адаптация методов, методик и педагогических приемов обучения в соответствии с особенностями обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

адаптация и модификация учебных материалов;

обеспечение условий для развития социального взаимодействия и общения с окружающими людьми, в том числе в процессе коррекционно-развивающей работы;

адаптация контрольно-измерительных процедур и материалов, адаптация процедур аттестации.

При введении АООП СОО также целесообразно опираться на рекомендации по внедрению ФОП СОО, представленные в письмах Министерства просвещения Российской Федерации от 3 марта 2023 г. N 03-327 и от 22 мая 2023 г. N 03-870, в соответствии с которыми все основные образовательные программы (в том числе адаптированные) должны быть приведены в соответствие с ФОП СОО не позднее 1 сентября 2023 года.

В то же время в 2023/24 учебном году 11(12) классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС СОО до вступления в силу изменений 2022 года. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план. Если предмет не был включен в учебный план 11 (12) класса (например, география), дополнительно его включать не нужно. Внесение изменений в содержание рабочих программ по учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса согласно ФГОС СОО до вступления в силу изменений 2022 года (например, естествознание, право, экономика) не предполагается.

Таким образом, на уровне среднего общего образования необходимо:

разработать и утвердить АООП СОО, соответствующую обновленному ФГОС СОО и ФОП СОО (для обучающихся, которые переходят на уровень СОО с 1 сентября 2023 года),

внести изменения в действующую АООП СОО в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, включенным в учебный план 11(12) класса на 2023/24 учебный год.

В обязательном порядке образовательные организации на уровне среднего общего образования используют федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам, включенным в ФОП СОО, могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации изучения предмета.

В ФОП СОО для каждого из профилей обучения предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС СОО: включение не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности" <30> и изучения не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ, а не N 479.

<30> В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 479 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2024 г. взамен наименования "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится наименование предмета "Основы безопасности и защиты Родины".

Вместе с тем в АООП СОО допускается изучение всех предметов на базовом уровне.

При разработке учебного плана на уровне среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.