4. Особенности ФАОП НОО

Зачисление на обучение по АООП НОО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.

ФАОП НОО включает дифференцированные варианты для разных групп обучающихся с ОВЗ.

Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной категории, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Структура каждого варианта ФАОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный:

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел ФАОП НОО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир", которые образовательные организации используют в обязательном порядке <23>;

--------------------------------

<23> Часть 6.3 статьи 12 Федерального закона об образовании.

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в вариантах 1.1 - 8.1 и 1.2 - 8.2 ФАОП НОО);

программу коррекционной работы;

федеральную рабочую программу воспитания.

Организационный раздел ФАОП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:

федеральный учебный план;

федеральный календарный учебный график;

федеральный календарный план воспитательной работы.

В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и вариантами ФАОП НОО образовательная организация может разрабатывать один или несколько вариантов:

АООП НОО для глухих обучающихся (варианты 1.1 - 1.4);

АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (варианты 2.1 - 2.3);

АООП НОО для слепых обучающихся (варианты 3.1 - 3.4);

АООП НОО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1 - 4.3);

АООП НОО для обучающихся с ТНР (варианты 5.1, 5.2);

АООП НОО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1 - 6.4);

АООП НОО для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1, 7.2);

АООП НОО для обучающихся с РАС (варианты 8.1 - 8.4).

Особенности реализации вариантов АООП НОО, сроки и условия пролонгации обучения, адресные группы обучающихся соответствуют требованиям ФГОС НОО ОВЗ и отражают практику, сложившуюся в период действия примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ.

При реализации АООП НОО образовательные организации вправе непосредственно применять ФАОП НОО или предусмотреть непосредственное применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) других компонентов. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Содержательный раздел.

При разработке АООП НОО в обязательном порядке образовательные организации используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир".

При разработке разделов АООП НОО, отсутствующих в ФАОП НОО (рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов, программы формирования базовых учебных действия для вариантов АООП НОО 1.3 - 8.3 и 1.4 - 8.4 и др.) образовательными организациями могут использоваться программно-методические материалы, размещенные по ссылкам: https://fgosreestr.ru/; https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.

Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности должны включать: содержание учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности; планируемые результаты его освоения и тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса.

Рабочая программа воспитания образовательной организации разрабатывается в соответствии с разделом "LXXXVIII. Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ".

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания образовательная организация может изменить ее содержание с учетом таких особенностей как организационно-правовая форма, контингент обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), направленность образовательной программы, особые образовательные потребности, этнокультурные и иные интересы обучающихся. Не подлежит изменению содержание целевого раздела Федеральной рабочей программы воспитания ФАОП НОО.

Организационный раздел.

При разработке АООП НОО образовательной организации необходимо обратить внимание на изменение названий отдельных образовательных областей и учебных предметов и учесть данные изменения при составлении учебного плана. Изменения внесены в целях унификации данных наименований с ФГОС НОО и федеральной образовательной программой начального общего образования <24>.

--------------------------------

<24> Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2023 г., регистрационный N 74229).

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ ФАОП НОО предусматривают возможность разработки индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП НОО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации с сохранением всех требований ФГОС НОО ОВЗ к учебным планам.

Обучающиеся с ОВЗ, завершившие обучение по АООП НОО, при переходе на уровень основного общего образования могут продолжить обучение как по основной образовательной программе основного общего образования (ООП ООО), так и по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования (АООП ООО).