7. Особенности ФАООП УО

Зачисление на обучение по АООП УО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.

ФАООП УО адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе обучающимся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, завершившим обучение по АООП НОО (варианты 1.3, 1.4, 2.3, 3.3, 3.4, 4.3, 6.3, 6.4, 8.3, 8.4), разработанной образовательной организацией в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

ФАООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.

Образовательная организация может создавать для каждой категории два варианта АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО) - варианты 1 и 2.

Вариант 1 адресован обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 - обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Срок освоения варианта 1 ФАООП УО составляет от 9 до 13 лет.

Выделено три этапа реализации варианта 1 ФАООП УО:

I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс;

II этап - 5 - 9 классы;

III этап - 10 - 12 классы (направлен на углубленную трудовую подготовку и является необязательным).

Срок освоения варианта 2 ФАООП УО составляет 13 лет.

Выделено три этапа реализации варианта 2 ФАООП:

I этап - 1 - 4 классы, включая 1 дополнительный класс;

II этап - 5 - 9 классы;

III этап - 10 - 12 классы.

В соответствии с ФАООП УО образовательные организации разрабатывают:

АООП УО (с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс) - варианты 1 и 2;

АООП УО образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс) - варианты 1 и 2;

АООП УО образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс) - вариант 1;

АООП УО образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс) - варианты 1 и 2;

АООП УО образования слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс) - вариант 1;

АООП УО образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс) - варианты 1 и 2;

АООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс) - варианты 1 и 2.

На основе варианта 2 АООП УО для каждого обучающегося создается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Образовательные организации разрабатывают АООП УО в соответствии с ФГОС УО и ФАООП УО.

При разработке АООП УО образовательной организации необходимо соблюдать следующие требования Федерального закона об образовании:

1. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями АООП УО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАООП УО.

2. Образовательные организации в обязательном порядке при реализации варианта 1 АООП УО непосредственно применяют федеральные рабочие программы по учебным предметам: "Русский язык", "Чтение" на I этапе обучения по АООП; "Русский язык", "Чтение (Литературное чтение)", "География", "Мир истории", "История отечества" на II этапе обучения; "Русский язык", "Литературное чтение", "Обществоведение" на III этапе обучения. При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации изучения предмета.

3. При разработке учебного плана на II и III этапе обучения образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не предусмотрено непосредственное применение, в пользу изучения иных учебных предметов, профильного трудового обучения, изучения родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.

4. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, при реализации варианта 1 ФАООП УО могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

5. Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих адаптированных основных общеобразовательных программ ФАООП УО, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

При разработке новой АООП УО или внесении изменений в АООП УО образовательной организации, необходимо обратить внимание на следующее:

при составлении учебного плана и календарного учебного графика необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20;

внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей;

названия отдельных учебных предметов в учебных планах были изменены в соответствии с требованиями ФГОС УО. Данные изменения необходимо учесть при составлении учебного плана.

Особенности реализации АООП УО для обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра.

На обучение по ФАООП УО поступают обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, завершившие обучение по вариантам 1.3, 1.4, 2.3, 3.3, 3.4, 4.3, 6.3, 6.4, 8.3, 8.4 ФГОС НОО ОВЗ. Независимо от отсутствия или наличия пролонгации, количества учебных лет и наименования класса на последнем году обучения в начальной школе, они начинают обучение со II этапа реализации АООП, т.е. зачисляются в 5 класс. Содержание обучения в 5 классе начальной школы и в 5 классе на II этапе не дублируется.

Для каждой категории обучающихся образовательные организации разрабатывают отдельные АООП УО в соответствии с ФАООП УО и представленными в ней дифференцированными учебными планами.

Обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, завершившие обучение в начальной школе по ФГОС НОО ОВЗ, при переходе на обучение по ФГОС УО и ФАООП УО должны пройти комплексное обследование на ПМПК с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

Для слабослышащих, позднооглохших, слабовидящих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предусмотрена разработка варианта 2 АООП. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью осваивают вариант 2 АООП образования глухих обучающихся с умственной отсталостью.

Для слабовидящих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в зависимости от степени потери зрения предусмотрено обучение по варианту 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью или по варианту 2 АООП образования слепых обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с заключением ПМПК.

Предметные результаты освоения разных вариантов ФАООП УО обучающимися с умственной отсталостью могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы указанных обучающихся.

Содержание коррекционно-развивающей области для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируется на основе преемственности с коррекционными курсами на уровне начального общего образования. Содержание коррекционных курсов и задачи их реализации определяются с учетом преемственности задач и достигнутых результатов реализации коррекционных курсов в начальной школе.

Реализация ФАООП УО обеспечивается созданием в образовательной организации кадровых, финансовых, материально-технических условий. Требования к условиям реализации АООП УО должны соответствовать ФГОС УО, обеспечивать возможность реализации общих и индивидуальных особых образовательных потребностей всех адресных категорий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также должны обеспечивать преемственность системы специальных условий со специальными условиями получения начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Образовательные организации разрабатывают АООП УО в соответствии ФГОС УО и ФАООП УО.

ФГОС УО применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Соответственно, обучение лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленных на обучение ранее 1 сентября 2016 г., не может регулироваться положениями ФГОС УО. До завершения их обучения оно организуется по образовательным программам, разработанным в соответствии с учебными планами, утвержденными приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п, а также в соответствии с ФАООП УО (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11 января 2023 г. N АБ-25/07).