Раздел 12. Создание условий для реализации программ воспитания с обучающимися, находящимися на длительном лечении

Раздел 12. Создание условий для реализации программ воспитания с обучающимися, находящимися на длительном лечении.

Воспитательная деятельность в образовательной организации, осуществляющей обучение длительно болеющих детей (госпитальной школе), имеет важное значение для всех субъектов взаимодействия в медицинской организации. Для обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, находящегося вдали от родной школы, сверстников, родственников, госпитальная школа создает особые условия мотивационно-ценностного развития в процессе приобретения им социального опыта. Для здоровых сверстников, одноклассников обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, других детей, участвующих в реализации совместных воспитательных инициатив с госпитальной школой, такое взаимодействие имеет важное значение в формировании жизненных ценностей.

С обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, рекомендуется планировать и осуществлять воспитательную деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания и по основным направлениям развития воспитания. Для планирования и организации системной и целенаправленной воспитательной деятельности в образовательной организации (госпитальной школе) на основе федеральных рабочих программ воспитания, которые являются структурными элементами в составе федеральных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывается рабочая программа воспитания, учитывающая психолого-педагогические особенности обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, специфику организации воспитательного процесса в условиях медицинского стационара, этнокультурные и другие особенности. Календарный план воспитательной работы, являющийся приложением к рабочей программе воспитания, составляется в госпитальной школе с учетом федерального календарного плана воспитательной работы и перечня мероприятий, рекомендуемых к реализации в рамках календарного плана воспитательной работы, которые утверждаются на очередной учебный год, федеральных инициатив в сфере воспитания, а также традиционных значимых школьных мероприятий и праздников. При этом в период нахождения обучающегося на длительном лечении рекомендуется обратить внимание на взаимодействие между госпитальной школой и образовательной организацией по месту жительства ребенка с применением дистанционных образовательных технологий для участия в традиционных значимых воспитательных мероприятиях, делах школы по месту жительства. Для этого педагогам госпитальной школы важно провести предварительную организационно-подготовительную работу с педагогами образовательной организации по месту жительства, одноклассниками, при необходимости родителями одноклассников обучающегося, нуждающегося в длительном лечении. Такую подготовку рекомендуется проводить с целью определения функциональной роли обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, в рамках планируемой воспитательной деятельности, посильной для ребенка нагрузки с учетом актуального состояния его здоровья, психологических особенностей, а также для соблюдения одноклассниками и педагогами образовательной организации по месту жительства этики в общении с длительно болеющим ребенком.

Важную роль в воспитании длительно болеющего ребенка играет семья, которая нуждается в особой поддержке и внимании с целью нормализации внутрисемейных отношений в условиях длительного лечения такого ребенка, перемещений из одной медицинской организации в другую, необходимости одновременной поддержки всех несовершеннолетних членов семьи - здоровых братьев и сестер (сиблингов), изменений социально-экономического статуса семьи, вызванных необходимостью одного из родителей (законных представителей) сопровождать ребенка при нахождении в медицинской организации, изменения привычного уклада жизни семьи.

Для этого госпитальной школой организуется социально-педагогическое сопровождение семей в воспитании длительно болеющих детей с учетом перечисленных выше условий, а также методических рекомендаций по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания. Рекомендуется обратить внимание на совместное планирование воспитательной деятельности педагогами госпитальных школ и родителями обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, включение родителей в совместную деятельность с детьми при проведении воспитательных мероприятий, проведение в рамках воспитательной деятельности мероприятий с участием членов семьи посредством применения дистанционных образовательных технологий. Показали востребованность консультации родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, нуждающихся в длительном лечении, с учетом их психолого-педагогических особенностей, индивидуальных потребностей и нужд, связанных с лечением. Зарекомендовали себя практики реализации программ обучения родителей подходам к коммуникации с длительно болеющими детьми, учету их возрастных и иных особенностей, в том числе отдельное внимание уделяется проблемам воспитательной работы с детьми подросткового возраста, нуждающимися в длительном лечении. По окончании длительного лечения и завершении обучения ребенка в госпитальной школе, возвращении в образовательную организацию по месту жительства рекомендуется отразить в справке об обучении, которая выдается обучающемуся, сведения об участии такого обучающегося в воспитательных мероприятиях.