Раздел 13. Возвращение ребенка, нуждающегося в длительном лечении, из медицинского стационара в образовательную организацию по месту жительства

Раздел 13. Возвращение ребенка, нуждающегося в длительном лечении, из медицинского стационара в образовательную организацию по месту жительства.

Возвращение в образовательную организацию по месту жительства после длительного лечения в медицинской организации является важной частью психосоциального и академического развития детей, обеспечивает непрерывность образования, как единого и целенаправленного процесса воспитания и обучения.

По окончании лечения родители (законные представители) длительно болеющего ребенка заблаговременно сообщают руководителю образовательной организации по месту жительства о сроках окончания лечения, возвращении в образовательную организацию и готовности продолжить обучение. При определении формы обучения в образовательной организации (очной, заочной, очно-заочной) или на дому родители (законные представители) ребенка руководствуются медицинскими рекомендациями лечащего врача (медицинского консилиума), зафиксированными в выписном эпикризе, общим психофизиологическим состоянием ребенка на момент выписки из стационара, заключениями медико-социальной экспертизы и рекомендациями ПМПК в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (если такие имеются).

Родителям (законным представителям) ребенка до возвращения ребенка в школу необходимо инициировать встречу с коллективом образовательной организации по месту жительства, чтобы совместно с педагогами обсудить вопросы психолого-педагогического сопровождения длительно болеющего ребенка. Такая встреча может происходить при участии медицинских работников и педагогов госпитальной школы, в которой ребенок проходил обучение во время длительного лечения. При этом родитель (законный представитель) обучающегося сообщает только те данные, которые необходимы для организации образовательного процесса в образовательной организации по месту жительства ребенка, создания режима и условий безопасного и комфортного пребывания и перемещения ребенка в школе (в классных кабинетах, мастерской, столовой, медицинском кабинете, туалетной комнате и других школьных помещениях) в течение учебного дня.

По завершении стационарного лечения некоторые дети могут сразу начать посещать занятия в школе, другие могут быть не готовы вернуться в школу на полный день и будут нуждаться в дополнительных встречах со специалистами госпитальных школ. Поэтому целесообразно родителям (законным представителям) ребенка совместно с администрацией образовательной организации согласовать график и продолжительность занятий в первую неделю возвращения в школу, длительность периода (от нескольких недель до 1 месяца) требующегося для того, чтобы ребенок мог восстановить свой энергетический потенциал после лечения и начать посещать занятия на регулярной основе, а также с учетом санитарно-эпидемиологических факторов. В госпитальных школах могут быть созданы учебно-консультативные центры для детей, которые находятся в ремиссии и нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении специалистов госпитальных школ. В учебно-консультативных центрах госпитальных школ могут также проводится консультации и иные мероприятия для родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в длительном лечении, а также для педагогических работников образовательных организаций по месту жительства.

В целях обеспечения непрерывности и преемственности в образовании образовательная организация по месту жительства ребенка после выписки ребенка из стационара получает пакет документов, подготовленный учебной частью госпитальной школы, в которой ребенок проходил обучение во время длительного лечения в медицинских организациях. Пакет документов включает: справку об обучении, индивидуальный учебный план ребенка, КИОП, рекомендации учителей и узких специалистов (педагогов-психологов, логопедов, дефектологов), портфолио ребенка.

Указанные документы, медицинское заключение и информация, полученная от родителей (законных представителей) ребенка, дают представление об учебных достижениях ребенка, его особых физиологических, психологических и образовательных потребностях, позволяют создать оптимальные условия обучения, воспитания и развития, социализации обучающегося после длительного лечения, не нарушая ход лечебных и реабилитационных мероприятий, своевременно предотвращать или устранять трудности, возникающие в учебе, поведении, социальной адаптации. По результатам динамического наблюдения может быть принято решение об организации индивидуального обучения обучающегося, возвращающегося в образовательную организацию по месту жительства после стационарного лечения.

Освоение образовательной программы (в том числе адаптированной) может осуществляться в сетевой форме с использованием ресурсов иных организаций на основании соответствующего договора, заключенного между организациями.

Педагоги образовательной организации по месту жительства ребенка должны обращать внимание на посещение ребенком школы, совместно с родителями (законными представителями) ребенка анализировать причины пропусков занятий, особенно если последние не связаны с болезнью ребенка, а могут свидетельствовать об учебных трудностях и/или проблемах во взаимоотношениях со взрослыми и детьми и приводить к изменениям в психологическом состоянии ребенка: вызывать беспокойство, тревожность, страх, неуверенность, негативизм, и как следствие - нежелание посещать школу. Своевременный мониторинг и профилактика трудностей в обучении, развитии, общении длительно болеющих в детей позволят обеспечить высокую результативность образовательного процесса и создать благоприятную среду для всех участников образовательного процесса.

В целях создания благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации и в классе, в который возвращается ребенок после длительного лечения, необходимо с его согласия до появления в классе провести беседы с одноклассниками о его заболевании, сложном лечении, разъяснить причины изменений в его внешнем виде, физических и когнитивных способностях, а также иных изменениях, отличающих его от сверстников (необходимость ношения медицинской маски, приема медикаментов и другое). Важно также сообщить, какая помощь может понадобиться обучающемуся после длительного лечения и как ее правильно и безопасно оказать. Указанные беседы наряду с другими внеклассными и внеурочными мероприятиями, в которые будут вовлечены дети после длительного лечения, будут способствовать созданию доброжелательной атмосферы взаимопонимания и взаимодействия в классе и образовательной организации, адаптации и интеграции в социуме длительно болеющего ребенка, препятствовать негативным проявлениям в поведении со стороны одноклассников (агрессия, буллинг).