Раздел 14. Научно-методическое обеспечение обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, и деятельности госпитальных школ. Междисциплинарное взаимодействие при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении

Раздел 14. Научно-методическое обеспечение обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, и деятельности госпитальных школ. Междисциплинарное взаимодействие при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении.

Научно-методическое обеспечение по направлению "Госпитальная педагогика" осуществляется Центром знаний и профессиональных компетенций Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" и Лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования" в сотрудничестве с профильными высшими учебными заведениями, научными структурами Российской академии образования, педагогическими общественными организациями и объединениями посредством издания методических рекомендаций и обзоров лучшей педагогической практики госпитальных школ. Проблематика обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, лучшие практики работы госпитальных школ Российской Федерации не реже одного раза в два года рассматриваются на Всероссийской конференции с международным участием "УчимЗнаем" - Заботливая школа. Научные и методические ресурсы по направлению "Госпитальная педагогика" размещаются в сети Интернет на страницах www.учимзнаем.рф, www.заботливаяшкола.рф, www.ivfrao.ru. Перечень ключевых научных и методических статей по направлению "Госпитальная педагогика", актуальных на момент издания данных Разъяснений, представлен в Приложении N 9 к Разъяснениям.

Здоровье - основной вектор социального проектирования модели госпитальной школы в условиях медицинской организации. Современные стандарты оказания медицинской помощи больным детям в различных организационных формах подразумевают системный подход к ведению пациентов с позиции целостного организма, учитывающий, как их физическое состояние, социальную ситуацию, так и особые психологические и образовательные потребности. Задача госпитальной школы обеспечить непрерывность физического, психического и социального развития детей и подростков в условиях длительного лечения в медицинских организациях.

Ситуация длительной госпитализации предъявляет повышенные требования к созданию условий для максимальной реализации образовательного потенциала этой особой категории детей. В этом смысле принципы комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия специалистов медицинского, немедицинского профилей, педагогических и иных работников являются основой для наиболее эффективной реализации поставленной задачи.

Основной целью деятельности междисциплинарной команды является формирование, реализация и корректировка индивидуального учебного плана обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, создание оптимальных условий образовательной среды в период лечения, в том числе реализация в полном объеме конституционного права на обучение длительно болеющего ребенка с учетом его психофизического состояния.

Для организации образовательного процесса и включения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в учебную деятельность целесообразно привлекать специалистов следующих профилей:

медицинского (лечащий врач по основному заболеванию, дополнительные врачи-специалисты более узкого профиля, средний медицинский персонал):

педагогического (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя-предметники, тьюторы и другие);

психологического (медицинские психологи, педагоги-психологи и другие);

социального (социальные работники, ассистенты, социальные педагоги, педагоги-организаторы).

Также междисциплинарная команда специалистов осуществляет тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) детей. Оказание педагогической и психологической помощи осуществляется только при условии их согласия в письменной форме.

Эффективной реализации междисциплинарного подхода при обучении ребенка, нуждающегося в длительном лечении, способствуют следующие принципы:

понимание и учет разнообразия биологических, психофизических и социальных факторов, проявляющихся в ситуации заболевания ребенка;

индивидуальный подход к оказанию необходимой помощи пациентам;

ответственность (как индивидуальная, так и коллективная) за результат оказания помощи;

четкое разделение обязанностей в соответствии с профессиональным профилем;

уважительное отношение к профессиональной деятельности коллег;

восприятие пациентов и членов их семей как партнеров, реализующих процесс обучения.

В сферу профессиональных обязанностей специалистов по обеспечению процесса междисциплинарного взаимодействия входит:

1. Медицинский профиль - оценка степени тяжести состояния пациента и его физических возможностей; предоставление заключения и клинических рекомендаций по участию пациента в обучающем процессе, в том числе определение режима нагрузки, рекомендуемая поза, кратность и длительность занятий, условия и форма реализации обучения с учетом характера и тяжести течения заболевания.

2. Психологический профиль - диагностика психологического состояния пациентов и членов их семей; предоставление рекомендаций по созданию психологических условий взаимодействия с ребенком в процессе обучения.

3. Педагогический профиль - определение актуального уровня познавательного развития ребенка, его особых образовательных потребностей, возможных ограничений в усвоении материала; уровня знании по определенным предметам; предоставление рекомендаций по организации обучающего процесса; создание планов и программ занятий; непосредственная реализация обучающего процесса; контроль знаний в установленной форме.

4. Социальный профиль - определение социальных условий жизни пациентов; оказание социальной поддержки в различных формах, в том числе помощь педагогам в организации образовательного процесса.

Алгоритм реализации междисциплинарного взаимодействия подразумевает следующие этапы:

1. Предоставление соответствующих заключений о состоянии пациента и обмен информацией между специалистами.

2. Составление индивидуального учебного плана на основании анализа всей полученной информации и формулировка совместных решений.

3. Непосредственная реализация образовательного процесса.

4. Предоставление обратной связи и совместное обсуждение результатов образовательного процесса.