107.9. Содержание обучения в 4 классе
107.9.1. Речевая и читательская деятельность.
Чтение вслух любого прозаического и поэтического текста. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.
Чувство любви к Отечеству, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края - главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.
Роль и особенности заголовка произведения (закрепление). Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Понятия: "кулямас", "эпос", "композиция произведения" (начало, завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора.
Малые жанры фольклора: кулямас - жанр башкирского фольклора, шуточное прозаическое произведение с неожиданным, парадоксальным финалом.
Различия между народной и авторской песней. Чувства, которые рождают песни. Темы песен.
Кубаир и эпос как народный песенный сказ о важном историческом событии. Характеристика эпоса - героического песенного сказа, его особенности (тема, язык). Эпос "Урал батыр" - древний памятник башкирской словесности. Язык кубаира и эпоса, устаревшие слова, их место в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Отзывы к литературным произведениям.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей. Картины природы в произведениях поэтов и писателей: Г. Юнусовой, Р. Нигмати, М. Гафури, Ф. Тугызбаевой и других. Пейзаж в творчестве художников (А. Бурзянцева, А. Лутфуллина и других) как иллюстрация к лирическому произведению. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция).
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Повесть - один из видов эпического произведения.
Произведения о детях. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы сельских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности в тексте юмористического содержания: художественное преувеличение.
Библиографическая культура. Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о башкирской культуре.
Общее представление о первых книгах на Руси: первая славянская азбука Кирилла и Мефодия. Первые рукописные книги башкир и татар: поэма Кул Гали "Кисса-и Йусуф". Первый "Букварь для башкир" В.В. Катаринского (1892 год).
Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, кубаир, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
107.9.2. Круг детского чтения.
Башкирская народная сказка "Олатайым васыяттары" ("Завещание дедушки").
107.9.2.3. Мой край - Башкортостан.
Песня "Шаймуратов генерал" (слова К. Даяна, музыка З. Исмагилова).
Кубаир "Уралда" ("На Урале") (отрывок).
Кулямас - жанр башкирского фольклора.
"Башкирские города" (научно-популярный текст).
Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки.
107.9.3. Творческая деятельность
Уточнение модели изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений: текст-описание; текст-повествование, текст-рассуждение. Прогнозирование развития сюжета рассказа. Создание отзыва, развернутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа. Интерпретация произведения в выразительном чтении. Придумывание продолжения читаемого произведения.
Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели.
Портфолио творческих работ. Презентация любого продукта творческой деятельности обучающегося и группы обучающихся.
Составление текста по прочитанному произведению.
Создание собственного устного или письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению или на репродукции картин художников.
Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие.
Выполнение проектов: "Мой любимый герой", "Национальная одежда башкир", "Рецепты моей бабушки", "Природные памятники Башкортостана".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей