Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

107.9. Содержание обучения в 4 классе

107.9. Содержание обучения в 4 классе.

107.9.1. Речевая и читательская деятельность.

Чтение вслух любого прозаического и поэтического текста. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.

Чувство любви к Отечеству, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края - главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.

Роль и особенности заголовка произведения (закрепление). Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Понятия: "кулямас", "эпос", "композиция произведения" (начало, завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора.

Малые жанры фольклора: кулямас - жанр башкирского фольклора, шуточное прозаическое произведение с неожиданным, парадоксальным финалом.

Различия между народной и авторской песней. Чувства, которые рождают песни. Темы песен.

Кубаир и эпос как народный песенный сказ о важном историческом событии. Характеристика эпоса - героического песенного сказа, его особенности (тема, язык). Эпос "Урал батыр" - древний памятник башкирской словесности. Язык кубаира и эпоса, устаревшие слова, их место в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Отзывы к литературным произведениям.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей. Картины природы в произведениях поэтов и писателей: Г. Юнусовой, Р. Нигмати, М. Гафури, Ф. Тугызбаевой и других. Пейзаж в творчестве художников (А. Бурзянцева, А. Лутфуллина и других) как иллюстрация к лирическому произведению. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция).

Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Повесть - один из видов эпического произведения.

Произведения о детях. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы сельских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности в тексте юмористического содержания: художественное преувеличение.

Библиографическая культура. Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о башкирской культуре.

Общее представление о первых книгах на Руси: первая славянская азбука Кирилла и Мефодия. Первые рукописные книги башкир и татар: поэма Кул Гали "Кисса-и Йусуф". Первый "Букварь для башкир" В.В. Катаринского (1892 год).

Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, кубаир, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

107.9.2. Круг детского чтения.

107.9.2.1. Мир вокруг меня.

00003291.png

00003292.png

00003293.png

00003294.png

00003295.png

00003296.png

00003297.png

00003298.png

00003299.png

107.9.2.2. Я и моя семья.

00003300.png

00003301.png

00003302.png

00003303.png

Башкирская народная сказка "Олатайым васыяттары" ("Завещание дедушки").

00003304.png

107.9.2.3. Мой край - Башкортостан.

00003305.png

Песня "Шаймуратов генерал" (слова К. Даяна, музыка З. Исмагилова).

00003306.png

00003307.png

00003308.png

00003309.png

00003310.png

00003311.png

Эпос "Урал батыр" (отрывок).

Кубаир "Уралда" ("На Урале") (отрывок).

Кулямас - жанр башкирского фольклора.

00003312.png

"Башкирские города" (научно-популярный текст).

00003313.png

Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки.

107.9.3. Творческая деятельность

Уточнение модели изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений: текст-описание; текст-повествование, текст-рассуждение. Прогнозирование развития сюжета рассказа. Создание отзыва, развернутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа. Интерпретация произведения в выразительном чтении. Придумывание продолжения читаемого произведения.

Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели.

Портфолио творческих работ. Презентация любого продукта творческой деятельности обучающегося и группы обучающихся.

Составление текста по прочитанному произведению.

Создание собственного устного или письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению или на репродукции картин художников.

Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие.

Выполнение проектов: "Мой любимый герой", "Национальная одежда башкир", "Рецепты моей бабушки", "Природные памятники Башкортостана".