Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

107.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования

107.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования.

107.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (башкирском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами башкирской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

107.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

107.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

107.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

107.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

107.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

107.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

107.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

107.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (башкирском) языке с использованием предложенного образца.

107.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях; осознавать важность чтения для личного развития;

находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, элементов быта башкирского народа;

владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

практически отличать текст от набора предложений;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

различать прозаическую и стихотворную речь;

выражать свой эмоциональный отклик на содержание произведения в виде рисунка;

различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки, поэтическое произведение);

понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения, отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

соотносить заглавие произведения с его содержанием;

иметь представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

определять эмоциональные оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и другие);

выделять в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

пересказывать кратко эпизод произведения, перечисляя события;

различать жанры сказки, юмористического стихотворения, рассказа;

объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря в учебнике);

участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного произведения (отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (тема, главная мысль произведения, заголовок, содержание произведения, сказка народная, сказка авторская), подтверждать свой ответ примерами из текста);

соблюдать ритм, темп, силу голоса при выразительном чтении поэтического произведения;

составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другие (не менее 3 предложений);

ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учетом рекомендательного списка.

107.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке". К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать значимость чтения родной башкирской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;

применять опыт чтения произведений башкирской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста;

определять сходства и различия между народной и литературной сказками;

выражать свое отношение к поступкам героев, видеть нравственные качества героев (отношение к природе, людям, предметам);

владеть понятиями автор, главный герой, антонимы, синонимы, сравнение;

определять структуру текста произведения (начало, концовка) и ориентироваться в последовательности событий;

определять единую тему в произведениях разного жанра: поэтическое произведение, сказка, загадка, пословица;

использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;

характеризовать героя в произведениях: внешность, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения;

осознавать нравственно-этические понятия: любовь к животным, забота о них; чувство любви как привязанность одного человека к другому;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов (выделять эпизод в тексте, выразительно читать слова героя, строить диалог, драматизировать, реконструировать текст, дополняя его событиями);

различать особенности стихотворной речи и сравнивать с прозаической (наличие или отсутствие рифмы, ритма);

указывать на настроение, которое выражает поэтическое произведение;

различать в произведении сочетание реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими;

понимать авторское отношение к герою;

различать поэтическое произведение (стихотворную речь), сказку, загадку, пословицу;

определять композицию волшебной сказки (присказка, зачин, общие места, концовка);

узнавать отражение сюжета сказок в иллюстрациях;

определять образные средства языка сказки: преувеличение, повторы, сравнения;

определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

определять рифму и ритм в стихотворных произведениях;

определять синтагмы (речевые звенья) поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

определять композицию (построение) сказки (народной и авторской);

определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения;

раскрывать смысл предложенных в учебнике пословиц, соотносить их с содержанием прочитанного произведения;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

выделять особенности быта, традиции, обычаи в башкирских народных сказках;

соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства;

составлять викторины, кроссворды, головоломки по прочитанным произведениям;

придумывать продолжение и свою концовку читаемого произведения;

использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

107.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке". К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать прозаический текст без предварительной подготовки, поэтический текст после предварительной подготовки (коллективно или индивидуально);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности башкирского языка на основе изучения произведений башкирской литературы;

осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;

владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов (самостоятельное выделение основной мысли целого текста или его фрагмента, выделение главной и второстепенной информации, ответ на поставленный в тексте проблемный вопрос, выявление разных жизненных позиций героев, сопоставление их позиций с собственными убеждениями, создание иллюстраций к тексту);

пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков, предложенного плана;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, правильно расставляя ударения;

различать лирические и юмористические поэтические произведения;

определять жанры (сказка, скороговорка, считалка, песня, загадка, рассказы, стихотворения) по характерным признакам;

определять структуру произведения: начало текста, концовка, последовательность событий. Делить на абзацы и составлять план произведения;

определять с пониманием понятия: главная мысль произведения; герой произведения (закрепление понятия главный герой), его характеристика (портрет), оценка поступков;

выражать собственное отношение к поступкам главного героя;

выделять в произведениях, предложенных учебником, примеры сравнений, олицетворений и эпитетов;

сравнивать отражение пейзажной лирики в картинах художников;

определять отражение в произведениях нравственно-этических понятий, как дружба, терпение, уважение, взаимопомощь, любовь и забота;

понимать роль художников-иллюстраторов, анималистов (без использования термина), помогающих раскрытию содержания произведения;

восстанавливать порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

отличать художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

создавать небольшой текст на заданную тему, редактировать его;

вести записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения;

овладевать понятиями "шэжэрэ", "кубаир", "эпитет", "аннотация", "портрет главного героя";

участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации, отрывку;

самостоятельно формулировать вопросы к тексту;

пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации;

создавать краткосрочные проекты: "Мой город или Моя деревня", "Что означает мое имя?";

составлять ребусы и кроссворды по названиям рек, городов, озер и гор Башкортостана;

пользоваться тематической картотекой библиотеки;

создавать сказочные объявления и телеграммы;

создавать виртуальные видеоролики по тексту юмористического стихотворения (после предварительно проведенной работы).

107.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать значимость чтения башкирской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;

определять жанровые признаки рассказа, повести, лирического стихотворения, песни, кулямаса, кубаира и эпоса;

определять ритмический рисунок стихотворного произведения, особенностей лирического героя;

сравнивать два (и более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, определения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

на основе самостоятельного анализа восстанавливать историю персонажа, этапы развития действия в произведении;

различать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического родов литературы;

различать особенности учебного, познавательного текста;

определять тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

в ходе групповой работы создавать сценарии по эпическому произведению, инсценировать фрагмент произведения, создавать презентацию какого-либо замысла;

выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;

создавать отзывы на заданную тему;

редактировать собственный текст;

пересказывать сюжет самостоятельно прочитанного произведения из детского круга чтения;

сравнивать средства создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция);

различать народную и авторскую песню;

определять чувства, которые рождают песни;

различать понятия: эпос, композиция произведения (начало, завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора;

определять понятие "кулямас", как малого жанра в башкирском фольклоре;

различать особенности кубаира и эпоса как народного песенного сказа о важном историческом событии в жизни народа;

понимать значения лирических произведений как способа передачи чувств людей, автора; пейзажа в творчестве художников как иллюстрация к лирическому произведению;

пересказывать сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);

самостоятельно работать с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;

ориентироваться в мире литературных текстов, иметь представление о биографиях изучаемых авторов и самостоятельно выбирать книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения;

понимать и использовать в речи понятия "кулямас", "эпос", "композиция произведения": начало, завязка действия, кульминация, развязка, эпизод, метафора;

понимать и использовать жанровое разнообразие изучаемых произведений (литературная сказка, рассказ, кубаир);

различать прозаическую и поэтическую речь;

определять художественный вымысел;

определять тему, главных героев произведения;

владеть понятиями портрет, пейзаж, ритм, рифма;

видеть национальное своеобразие сравнений и метафор, понимать их значение в художественной речи;

сравнивать средства создания пейзажа в тексте-описании природы в произведениях поэтов и писателей с картинами художников, как иллюстрация к лирическому произведению;

определять структурные части рассказа (начало, завязка действия, кульминация, развязка, эпизод);

определять особенности юмористического произведения;

соблюдать правила юного читателя (как обращаться с книгой, правила поведения в библиотеке);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

выполнять элементарные приемы интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов (постановка проблемного вопроса к тексту, графическое иллюстрирование содержания текста; составление кроссвордов, ребусов, головоломок, инсценировка-обыгрывание отдельных эпизодов текста);

понимать отражение исторической обстановки в произведениях о детях (в сельской местности, на войне);

узнавать юмористическое произведение (комичность как основа сюжета; герой юмористического произведения);

находить средства выразительности в тексте юмористического содержания (художественное преувеличение);

осознавать нравственно-этические понятия: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

иметь представление о первых книгах на Руси и в Башкортостане;

участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;

пользоваться справочными источниками (энциклопедия, аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации) для понимания текста и получения дополнительной информации.