3.3.3. Отчисления работодателей на социальное страхование

Отчисления на социальное страхование производятся работодателями в целях обеспечения в будущем права на получение социальных пособий наемным работникам (или членам их семей) при наступлении определенных обстоятельств, которые, как правило, приводят к снижению доходов и благосостояния домашних хозяйств.

Обстоятельства могут быть следующими:

потребность в лечении в результате болезни, травмы, рождения ребенка, инвалидности, старости и другие;

необходимость содержания иждивенцев: супруга(и), детей, престарелых родственников, инвалидов и так далее;

невозможность работать вообще или полное время в результате выхода на пенсию, безработицы, болезни, травмы, рождения ребенка и так далее;

смерть кормильца;

необходимость оплаты расходов на образование;

невозможность оплаты жилья домашними хозяйствами с низким доходом (пенсионеры, многодетные семьи и другие).

Отчисления работодателей на социальное страхование включают:

фактические отчисления на социальное страхование;

условно исчисленные отчисления на социальное страхование.

Фактические отчисления на социальное страхование состоят из платежей, производимых работодателями третьей стороне, то есть в организации социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения <1>.

--------------------------------

<1> Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Несмотря на то, что эти платежи производятся работодателями непосредственно организациям социального страхования, они рассматриваются как вознаграждение за труд наемным работникам и учитываются в счете образования доходов как элемент оплаты труда наемных работников в размере взносов работодателей на социальное страхование.

Фактические отчисления на социальное страхование включают как обязательные отчисления, так и добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование и пенсионное обеспечение.

Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальных пособий, выплачиваемых работодателями непосредственно их работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на это право. Выплаты производятся за счет собственных средств, без привлечения третьей стороны, например, страховой компании, и без учреждения для этой цели отдельной институциональной единицы в форме специального фонда или резерва.

В этом случае наемные работники рассматриваются как защищенные от обстоятельств, которые могут неблагоприятно повлиять на их доходы или благосостояние, хотя никаких платежей с целью их страхования третьей стороной не производится. Поэтому для таких наемных работников следует условно начислять вознаграждение, равное сумме условно исчисленных взносов в фонд социального страхования. На практике в качестве оценки условно исчисленных отчислений работодателей на социальное страхование наемных работников служит сумма фактически выплаченных работодателями в текущем периоде социальных пособий работникам. К ним относятся:

суммы, выплаченные за счет средств предприятия в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших;

компенсация работникам морального вреда, определяемая судом;

компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

выходное пособие при прекращении трудового договора;

суммы, выплачиваемые уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников;

надбавка к пенсиям, работающим на предприятии, единовременное пособие уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия;

материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и так далее;

стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятиями на обучение в учебные заведения, выплачиваемые за счет средств предприятия;

оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.

Более подробно содержание фактических и условно исчисленных отчислений на социальное страхование изложено в п. 3.4. Счет вторичного распределения доходов.

Расчет заработной платы выполняется отдельно по каждому сектору, к которому относится работодатель.

Заработная плата, начисляемая нефинансовыми корпорациями, определяется отдельно для крупных и средних организаций и для малых предприятий.

Основным информационным источником для расчета заработной платы по крупным и средним предприятиям является форма федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие (годовая) "Основные сведения о деятельности предприятия", утвержденная приказом Росстата от 29 июля 2022 г. N 533. Эта форма распространена на все отрасли экономики, что позволяет осуществить расчет заработной платы для всех отраслей экономики по единому алгоритму. Раздел 6 формы содержит данные о фонде начисленной заработной платы всех работников предприятия, включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, а также о страховых взносах на обязательное социальное страхование.

Данные формы N 1-предприятие, утвержденной приказом Росстата от 29 июля 2022 г. N 533, о заработной плате и фактических отчислениях на социальное страхование могут быть скорректированы в соответствии с досчетами показателей производства на альтернативные источники информации.

Заработная плата работников малых и микропредприятий определяется по данным форм N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", и N МП "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", утвержденных приказом Росстата от 30 июля 2021 г. N 462 (ред. от 29 июля 2022 г.), содержащих информацию о фонде заработной платы и выплатах социального характера наемных работников.

Данные по малым и микропредприятиям, полученные на основе выборочных обследований, не всегда являются надежными. По отраслям, где роль малых и микропредприятий особенно велика (сельское хозяйство, строительство, торговля) производится анализ доли заработной платы в выпуске. В случае резких необъяснимых колебаний этой доли по сравнению с предыдущими годами предполагается наличие ошибки в данных обследования и производятся соответствующие корректировки значений заработной платы.

Фактические отчисления на социальное страхование малых и микропредприятий рассчитываются по соотношению заработной платы и отчислений на социальное страхование, сложившемуся в отчетном периоде по данным формы N 1-предприятие, утвержденной приказом Росстата от 29 июля 2022 г. N 533.

При сопоставлении данных внебюджетных фондов о поступивших социальных отчислениях с данными о фактических отчислениях на социальное страхования, переданных всеми секторами экономики, может возникнуть разница. Она образуется за счет погрешностей сбора и распространения данных статистических наблюдений. На величину этой разницы корректируются данные о фактических отчислениях на социальное страхование нефинансовых корпораций.

При использовании статистических данных о фонде заработной платы нефинансовых корпораций для определения заработной платы в методологии СНС необходимо выполнить следующие корректировки:

добавить суточные (в составе командировочных расходов);

добавить вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

исключить субсидии на строительство и приобретение жилья (капитальные трансферты);

исключить добровольные отчисления на социальное страхование (фактические отчисления на социальное страхование);

исключить пособия, относящиеся к условным отчислениям на социальное страхование.

В секторе финансовых корпораций заработная плата, фактические и условные отчисления на социальное страхование работников кредитных организаций (основной вид деятельности 64.1) рассчитывается по данным Банка России.

Данные о заработной плате работников страховых корпораций (основной вид деятельности 65.1 и 65.2) содержатся в строках 84 и 87 формы N 1-СК "Сведения о деятельности страховщика", утвержденной приказом Росстата от 23 января 2018 г. N 23 (ред. от 17 декабря 2021 г.). Величина отчислений на социальное страхование рассчитывается по соотношению фактических и условных отчислений и заработной платы, сложившемуся в отчетном периоде в кредитных организациях.

Оплата труда работников, занятых в негосударственных пенсионных фондах и у других финансовых посредников (основной вид деятельности 64.2, 64.3, 64.9, 65.3, 66), определяется на основе данных формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" о фонде заработной платы и выплатах социального характера. Величина фактических отчислений на социальное страхование рассчитывается по соотношению фактических отчислений и заработной платы, включая условные отчисления, сложившемуся в отчетном периоде в кредитных организациях.

Заработная плата, условно исчисленные и фактические отчисления на социальное страхование, выплачиваемые сектором государственного управления (органами государственной власти, местного самоуправления и внебюджетными фондами), определяются на основе формы 0503110, "Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года", утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (ред. от 09 декабря 2019 г.) и формы 0503710 "Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года", утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (ред. от 20 мая 2022 г.) в соответствии со следующими статьями расходов (таблицы 8 - 10):

Таблица 8. Заработная плата

КОСГУ

Виды расходов

211

Заработная плата

212

Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Кроме:

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг

226

Прочие работы, услуги

113

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

226

Прочие работы, услуги

123

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий (в части возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной)

296

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

113

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

123

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

262 (Фонд социального страхования)

Пособия по социальной помощи населению в денежной форме

КБК 1003 03 1 27 52000 321 262 Специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации

КБК 1003 03 1 27 58470 321 262 Специальная социальная выплата работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации

Таблица 9. Условно исчисленные отчисления на социальное страхование

КОСГУ

Виды расходов

264

Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме (пенсии военным)

312

Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям

264

Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме

Кроме 312

Кроме пенсий, социальных доплат к пенсиям

266

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Таблица 10. Фактические отчисления на социальное страхование

КОСГУ

Виды расходов

213

Начисления на выплаты по оплате труда

225

Работы, услуги по содержанию имущества

119

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

129

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов

139

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц

149

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов

226

Прочие работы, услуги

119

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

129

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов

139

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц

149

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов

272

Расходование материальных запасов

119

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

129

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов

139

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц

149

Взносы по обязательному социальному страхованию

на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов

Оплата труда, выплачиваемая сектором некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (S15), определяется по данным формы федерального статистического наблюдения N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации", утвержденная приказом Росстата от 4 сентября 2018 г. N 540, в части совокупности единиц, относящихся к S15.

В разделе 2 "Использование денежных средств и иного имущества" формы содержатся данные по следующим показателям (таблица 11):

Таблица 11. Расположение данных из формы N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации"

Расположение

Показатель

Стр. 35

Заработная плата работников

Стр. 36

Выплаты социального характера

Стр. 37

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Источником информации об оплате труда наемных работников-резидентов, полученной от остального мира, за вычетом оплаты труда наемных работников-нерезидентов, полученной в России, является платежный баланс. Показатели платежного баланса разрабатываются Банком России на квартальной основе, в долларах США. Пересчет в рубли должен производиться для каждого квартала по среднеквартальному курсу доллара, годовые значения получаются как сумма четырех кварталов.