II. Образование субъекта внутреннего финансового аудита

В соответствии с пунктом 5 СВФА "Организация" субъект ВФА может быть образован путем:

- создания и наделения структурного подразделения или наделения существующего структурного подразделения главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению ВФА;

- выделения отдельной штатной единицы для создания должности и наделения соответствующего должностного лица (работника) или наделения без выделения отдельной штатной единицы должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению ВФА.

Выбор иных организационных форм субъекта ВФА, в том числе наделение полномочиями по осуществлению ВФА более одного должностного лица (работника) главного администратора (администратора) и (или) структурного подразделения главного администратора (администратора), не допускается.

В соответствии с пунктом 4 СВФА "Организация" с учетом результатов анализа условий (обстоятельств), влияющих на необходимый для достижения целей осуществления ВФА объем деятельности субъекта ВФА, образование субъекта ВФА допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

1) возможность его обеспечения достаточными ресурсами для осуществления ВФА, в том числе трудовыми, временными, материальными и финансовыми;

2) возможность подчинения структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, или уполномоченного должностного лица исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора);

3) организация деятельности в соответствии с принципами ВФА:

- законность (например, осуществление действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");

- функциональная независимость (например, недопустимость вмешательства в деятельность субъекта ВФА путем установления условия по предоставлению заключения руководителю главного администратора (администратора) только после его согласования с субъектами бюджетных процедур);

- объективность (например, недопущение предубеждений и предвзятости в отношении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и субъектов бюджетных процедур, обеспечивающих их организацию (обеспечение выполнения) и выполнение, в связи с осуществлением должностными лицами (работниками) субъекта ВФА ранее таких операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

- компетентность (например, наличие профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, необходимых для выявления существенных ошибок в информации, раскрываемой в бюджетной отчетности);

- профессиональный скептицизм (например, недопущение применения ввиду ограниченности временных ресурсов при проведении аудиторских мероприятий в качестве методов ВФА исключительно запроса и подтверждения);

- системность (например, недопущение отказа субъекта ВФА от периодического анализа бюджетных рисков по всем бюджетным процедурам ввиду ограниченности трудовых ресурсов);

- эффективность (например, недопущение необоснованного привлечения к проведению аудиторских мероприятий экспертов на основе государственного (муниципального) контракта в целях проведения аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности бюджетной отчетности при наличии должностных лиц (работников) субъекта ВФА, соответствующих требованиям к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, установленным пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете");

- ответственность (например, недопустимость возложения ответственности за формирование неполных и недостоверных заключений на привлеченных к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов в связи с недостаточностью профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений субъекта ВФА для оценки выполнения указанными лицами поставленных субъектом ВФА задач в рамках аудиторских мероприятий);

- стандартизация (например, недопущение наличия в ведомственных (внутренних) актах, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, положений о проведении аудиторских проверок вместо аудиторских мероприятий).

В целях образования субъекта ВФА путем наделения полномочиями по осуществлению ВФА структурного подразделения главного администратора (администратора) необходимо обеспечить соблюдение вышеуказанных требований.

В соответствии с пунктом 7 СВФА "Организация" в целях образования субъекта ВФА в форме уполномоченного должностного лица кроме вышеуказанных требований, в том числе соблюдения принципов компетентности и ответственности, должно быть реализовано одно из следующих условий:

1) отсутствие возможности образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения (например, по результатам анализа установленной предельной штатной численности и фонда оплаты труда, временных и трудовых ресурсов);

2) наличие у должностного лица (работника) совокупности профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций, необходимых для осуществления ВФА (например, наличие у должностного лица (работника) опыта работы в сфере ВФА и профессиональных знаний основ бюджетного процесса, полученных путем изучения правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, позволяющих получить профессиональные знания по всем бюджетным процедурам в ходе осуществления ВФА);

3) отсутствие необходимости образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения (например, по результатам анализа объема (структуры) бюджетных полномочий главного администратора (администратора) определено значительное количество однотипных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены бюджетные риски или устранены причины бюджетных рисков).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 СВФА "Организация" принятое руководителем главного администратора (администратора) решение об образовании субъекта ВФА оформляется приказом или распоряжением об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями) субъекта ВФА.

Приказ (распоряжение) об образовании субъекта ВФА может содержать положения о его функциональной независимости, включая положение об обеспечении его подчинения непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора), в том числе в целях обеспечения невмешательства в деятельность субъекта ВФА субъектов бюджетных процедур.

Также при организации ВФА в целях недопущения ограничения доступа к информации, необходимой для осуществления ВФА, от имени руководителя главного администратора (администратора) всем структурным подразделениям, в отношении которых осуществляется ВФА, может быть направлено письмо (поручение) руководителя главного администратора (администратора) о неукоснительном соблюдении законных требований субъекта ВФА (членов аудиторской группы).

Допускается двойное наименование должности уполномоченного должностного лица в случае, когда возложение функций по осуществлению ВФА на такое должностное лицо (работника) предусмотрено штатным расписанием.

В случае образования субъекта ВФА в форме структурного подразделения главного администратора (администратора) в его наименовании и положении не указывается организация и (или) осуществление внутреннего финансового контроля, так как возложение на субъект ВФА таких функций (полномочий) противоречит принципу функциональной независимости (за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля ответственны субъекты бюджетных процедур).

Руководителем субъекта ВФА является руководитель структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, либо уполномоченное должностное лицо.