I. Общие положения

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ВФА является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю того главного администратора (администратора), в котором он осуществляется:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий такого главного администратора (администратора) <1>, в том числе:

--------------------------------

<1> Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) определены положениями статей 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в том числе отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

- внутреннего процесса главного администратора (администратора), осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (включая отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного учета), требований к исполнению своих бюджетных полномочий (внутреннего финансового контроля);

- суждения о достоверности бюджетной отчетности (полноте, нейтральности и отсутствии существенных ошибок в информации, раскрываемой в бюджетной отчетности) <2>;

--------------------------------

<2> Требования полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок, означающих достоверность информации, определены пунктами 67, 68 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н.

- оценки качества деятельности должностных лиц (работников) главного администратора (администратора), направленной на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности главного администратора (администратора) (качества финансового менеджмента), включая оценку исполнения бюджетных полномочий во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и оценку экономности и результативности использования бюджетных средств;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента (по совершенствованию качества исполнения бюджетных полномочий и предотвращению недостатков и нарушений), включая предложения по организации внутреннего финансового контроля, предложения по повышению результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения следующих решений и их влияния на повышение качества финансового менеджмента:

- решений руководителя главного администратора (администратора), принятых на основании информации, представленной субъектом ВФА (как содержащейся в заключениях субъекта ВФА, так и представленной вне рамок проведения аудиторских мероприятий (например, представленной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА);

- решений субъектов бюджетных процедур, принятых в целях выполнения решений руководителя главного администратора (администратора), а также принятых на основании информации о проведении и результатах аудиторских мероприятий, но не включенных в решения руководителя главного администратора (администратора).

В случае передачи отдельных полномочий главного администратора (администратора), в том бюджетных полномочий, <3> другому главному администратору (администратору), соответствующие бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур) становятся объектами ВФА, осуществляемого главным администратором (администратором), которому переданы соответствующие полномочия (оформление передачи полномочий по осуществлению ВФА не требуется).

--------------------------------

<3> Например, передача бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", централизация закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В случае передачи бюджетных полномочий <4> иному юридическому лицу, не являющемуся главным администратором (администратором), при условии включения в договор (соглашение) о передаче бюджетных полномочий положения о необходимости осуществления таким юридическим лицом ВФА или действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА, и представление результатов их выполнения руководителю главного администратора (администратора), ВФА в отношении таких бюджетных полномочий в главном администраторе (администраторе), передавшем бюджетные полномочия, не осуществляется, так как соответствующие бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур) перестают быть их объектом ВФА.

--------------------------------

<4> Например, передача бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае отсутствия указанных положений в договоре (соглашении) о передаче бюджетных полномочий субъект ВФА (при необходимости) может направить обращение соответствующему юридическому лицу о соответствии выполнения переданных бюджетных полномочий бюджетному законодательству Российской Федерации и иным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения. При этом в отношении переданных бюджетных полномочий юридическому лицу, не являющемуся главным администратором (администратором), ВФА главным администратором (администратором), передавшим бюджетные полномочия, не осуществляется.

В соответствии с пунктами 3 и 12 федерального стандарта ВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 N 237н (далее - СВФА "Организация"), решение об организации ВФА в главном администраторе (администраторе) принимает единолично руководитель такого главного администратора (администратора).

При этом руководитель главного администратора (администратора) имеет право назначить (например, путем внесения изменений в должностной регламент (инструкцию) или устным поручением) должностное лицо (работника) главного администратора (администратора), ответственного за проведение анализа информации, необходимой для принятия решения об организации ВФА, а также подготовку проекта решения об организации ВФА.

Принимая решения о форме организации ВФА, следует руководствоваться следующими условиями (обстоятельствами), влияющими на необходимый для достижения целей осуществления ВФА объем деятельности субъекта ВФА:

1) степень обеспеченности ресурсами, в том числе:

- трудовыми и временными, исходя из квалификации должностных лиц (работников) и их должностных обязанностей, в целях определения отдельных должностных лиц (работников) или должностных лиц (работников) в составе структурных подразделений, обладающих профессиональными и специальными знаниями, опытом, навыками и умениями, другими компетенциями в сфере ВФА и регулирования бюджетного процесса и наделение полномочиями по осуществлению ВФА (привлечение к проведению аудиторского мероприятия) которых не повлияет на выполнение ими иных должностных обязанностей (например, не допускается объединение проведения аудиторского мероприятия и контрольного мероприятия, осуществляемого в рамках полномочий по контролю учредителя (ведомственного контроля в сфере закупок);

- материальными, в том числе в целях предоставления субъекту ВФА рабочего места (например, наличие возможности предоставления достаточного количества автоматизированных рабочих мест, позволяющих обеспечить доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры);

- финансовыми, в том числе в целях обеспечения деятельности аудиторской группы (например, включения эксперта в состав аудиторской группы на основе заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора; обеспечения возможности применения аудиторской группой фото-, видео- и аудиотехники; предоставления ключей электронной цифровой подписи на USB-носителе, необходимых для осуществления посредством электронного документооборота подписания и направления обращений к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для осуществления ВФА);

2) возможность создания отдельной штатной единицы или структурного подразделения для осуществления ВФА в пределах установленной предельной штатной численности и фонда оплаты труда главного администратора (администратора);

3) возможность образования субъекта ВФА на основе принципа функциональной независимости и принятия мер по минимизации угроз функциональной независимости, то есть:

- обеспечение непосредственного и исключительного подчинения уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению ВФА (далее - уполномоченное должностное лицо), или структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА, руководителю главного администратора (администратора), а также невмешательства в деятельность субъекта ВФА третьих лиц (например, не допускается наделение полномочиями по осуществлению ВФА структурного подразделения в составе департамента (управления), осуществляющего бюджетные процедуры, в целях недопущения оказания влияния вышестоящими должностными лицами такого департамента (управления) на деятельность субъекта ВФА);

- отсутствие у субъекта ВФА конфликта интересов (например, не допускается осуществление ВФА субъектом ВФА - государственным гражданским служащим в отношении операций (действий) по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в случае его постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения);

- субъект ВФА в течение текущего и отчетного финансовых годов не принимал участия в организации (обеспечении выполнения), выполнении (операций) действий по выполнению бюджетных процедур главного администратора (администратора), в отношении которых проводится ВФА (например, не допускается привлечение субъекта ВФА в состав инвентаризационной комиссии в отчетном и текущем финансовых годах);

4) информация о выявленных бюджетных рисках (их причинах и возможных последствиях реализации) (например, на основе информации, отраженной в реестре бюджетных рисков, или информации, в соответствии с которой осуществляется выявление (обнаружение) бюджетных рисков согласно пункту 5 Приложения N 1 к федеральному стандарту ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение");

5) количество однотипных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых не выявлены (минимизированы, устранены) бюджетные риски (в том числе по результатам мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля) или устранены причины бюджетных рисков (например, определено 30 источников доходов бюджета, по 28 из которых обоснования прогноза поступления доходов (далее - ОПД) формируются по одной установленной форме, бюджетных рисков в ходе анализа информации, предусмотренной пунктом 5 Приложения N 1 к СВФА "Планирование и проведение", по операциям (действиям) по формированию 28 ОПД (то есть по однотипным операциям) не выявлено (обнаружено), то есть определено 93,3% однотипных операций (действий) по формированию ОПД из общего количества таких операций (действий), в отношении которых не выявлены (обнаружены) бюджетные риски, что следует учесть при определении трудозатрат на осуществление ВФА в отношении операций (действий) по формированию ОПД);

6) результаты проведения органами государственного (муниципального) финансового контроля контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий в отношении главного администратора (администратора) (в том числе в отношении организации и осуществления ВФА), а также информация о типовых нарушениях (недостатках), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, в целях определения объема наиболее частых нарушений (недостатков), характерных для операций (действий) по выполнению бюджетных процедур главного администратора (администратора) (например, в отношении главного администратора (администратора) не проводились в течение года контрольные мероприятия на предмет правомерности и эффективности использования бюджетных средств и имущества, при этом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений определены в качестве типовых нарушений случаи оплаты выполненных услуг в отсутствие оправдательных документов);

7) данные отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (например, низкий показатель, характеризующий соблюдение правил планирования закупок, может указывать на включение в план закупок необоснованных закупок, необоснованных начальных (максимальных) цен контрактов, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта);

8) объем и характер бюджетных полномочий, осуществляемых главным администратором (администратором) самостоятельно, а также информация о переданных полномочиях в целях определения необходимых компетенций субъекта ВФА (например, в случае передачи бюджетных полномочий администратора доходов бюджета главному администратору (администратору), ВФА в отношении этих полномочий главным администратором (администратором), передавшим указанные полномочия, не осуществляется);

9) наличие подведомственных государственных (муниципальных) учреждений (государственных (муниципальных) предприятий), а также наличие сведений о влиянии результатов их финансово-хозяйственной деятельности на бюджетные процедуры главного администратора (например, подведомственные администраторы не в полном объеме формируют обоснования плановых (сметных) показателей, что сказывается на качестве формирования обоснований бюджетных ассигнований главным администратором; при наличии более двух подведомственных администраторов не допускается самостоятельное выполнение руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА (далее - упрощенное осуществление ВФА);

10) наличие заключенных (планируемых к заключению) контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов (например, заключено соглашение на получение межбюджетной субсидии, в соответствии с правилами предоставления которой установлены основания и порядок применения мер финансовой ответственности при невыполнении условий соглашения о предоставлении субсидии);

11) возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов (например, субъектом ВФА одного главного администратора (администратора) привлекается к проведению аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главный бухгалтер второго главного администратора (администратора), при этом субъектом ВФА второго главного администратора (администратора) привлекается к проведению аудиторского мероприятия в отношении расходов бюджета на осуществление закупок товаров, работ, услуг сотрудник контрактной службы первого главного администратора (администратора);

12) осуществление руководителем главного администратора (администратора) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (например, не допускается упрощенное осуществление ВФА в случаях, когда руководитель главного администратора (администратора) не участвует в выполнении всех бюджетных процедур, в том числе в связи с передачей полномочий другим должностным лицам (работникам) по подписанию заявок на кассовый расход, бюджетных смет и других документов).

Принятое в текущем финансовом году решение об организации ВФА может быть изменено руководителем главного администратора (администратора) не ранее окончания финансового года, в котором принято данное решение, исходя из результатов повторного анализа вышеуказанной информации и с учетом установленных условий (требований) к форме организации ВФА.