Статья 5. Налог на добавленную стоимость

Статья 5.

Налог на добавленную стоимость

1. Стороны в своем налоговом законодательстве устанавливают налоговые освобождения, льготы по налогу на добавленную стоимость исключительно в отношении:

категорий налогоплательщиков, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, предусмотренных приложением N 4 к настоящему Договору;

операций (оборотов), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, предусмотренных приложением N 5 к настоящему Договору;

операций (оборотов), облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке (за исключением нулевой ставки), предусмотренных приложением N 6 к настоящему Договору;

операций (оборотов), облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, предусмотренных приложением N 7 к настоящему Договору.

Обязательства в отношении операций (оборотов), указанных в абзаце пятом настоящего пункта, не распространяются на операции (обороты), облагаемые налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке:

при экспорте товаров;

при оказании услуг по международной перевозке;

при оказании экспортируемых транспортных услуг;

при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки;

при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международной перевозки;

при оказании иных услуг, работ (при передаче имущественных прав) в рамках внешнеторговых договоров, заключенных с иностранными организациями или гражданами.

2. Если иное не предусмотрено пунктом 5 или 6 настоящей статьи, а также настоящим пунктом, каждая из Сторон не дополняет в будущем категорию налогоплательщиков и перечни товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Не рассматриваются в качестве дополнения категории налогоплательщиков и перечней операций (оборотов), указанных в пункте 1 настоящей статьи, введение одной Стороной освобождений, льгот по налогу на добавленную стоимость аналогичных тем, которые на дату подписания настоящего Договора отсутствовали в ее налоговом законодательстве, но содержались в налоговом законодательстве другой Стороны.

Компетентные органы Стороны, принявшие решение о введении таких освобождений, льгот по налогу на добавленную стоимость, информируют компетентные органы другой Стороны и Наднациональный налоговый комитет в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Договора.

В течение 24 месяцев со дня вступления в силу нормативного правового акта, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, его положения подлежат включению в соответствующее приложение (приложения) к настоящему Договору.

Если до завершения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, соответствующие изменения не будут внесены в настоящий Договор, Сторона к 1-му числу 25-го месяца с даты вступления в силу указанного нормативного правового акта исключает такие льготы и освобождения по налогу на добавленную стоимость из своего налогового законодательства. При этом требование к исключению нормы из налогового законодательства Стороны не применяется к Стороне, которая приняла исчерпывающие меры по завершению внутригосударственных процедур по внесению в настоящий Договор изменений, соответствующих положениям принятого Стороной нормативного правового акта.

3. Перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи обязательства Сторон не ограничивают их права в одностороннем порядке исключать операции (обороты), освобождаемые от налога на добавленную стоимость и (или) облагаемые по пониженным налоговым ставкам (включая нулевую ставку налога на добавленную стоимость, определенную в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи).

4. Стороны не снижают ставку налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов (далее - основная налоговая ставка) и пониженную ставку в размере 10 процентов, установленные в своем налоговом законодательстве.

При этом Стороны могут повышать указанные ставки налога на добавленную стоимость, в том числе в отношении отдельных операций (оборотов) или категорий налогоплательщиков.

5. Стороны могут устанавливать в своем налоговом законодательстве предельную сумму выручки (дохода) от реализации товаров, работ, услуг, от отчуждения (передачи) имущественных прав, при непревышении которой в течение календарного года налогоплательщики или отдельные их категории освобождаются от обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

На 2023 год такие предельные суммы выручки (дохода) не превышают:

270 миллионов российских рублей - для организаций и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации;

3000000 и 1000000 белорусских рублей соответственно - для организаций и индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь.

Не рассматривается как нарушение Сторонами положений настоящего пункта установление указанной в настоящем пункте предельной суммы выручки (дохода) на 2024 год и последующие годы в размере, не превышающем предельной суммы выручки (дохода) на 2023 год, увеличенной на уровень инфляции по официальному прогнозу социально-экономического развития (прогнозный индекс роста потребительских цен) Стороны, накопленной с 1 января 2023 г. по соответствующий год.

6. Наднациональный налоговый комитет на основании мотивированного обращения правительства Стороны (правительств Сторон) или компетентных органов принимает решение:

об изменении круга лиц и перечней операций (оборотов), указанных в пункте 1 настоящей статьи;

о праве Стороны (Сторон) принять временные меры, не соответствующие положениям настоящей статьи, необходимые для защиты существенных экономических интересов Стороны (Сторон), на срок до 6 месяцев.

Указанное решение Наднационального налогового комитета вступает в силу и действует в порядке, указанном в пунктах 6 и 7 статьи 4 настоящего Договора, соответственно.

7. Стороны будут стремиться к дальнейшей гармонизации правил взимания налога на добавленную стоимость, установленных их налоговым законодательством, в том числе при установлении лиц и операций (оборотов), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, и операций (оборотов), облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной или нулевой налоговым ставкам.