23.181. Динамическая устойчивость

(a) Любые короткопериодические колебания, за исключением связанных боковых колебаний, возникающие в диапазоне между скоростью сваливания и максимальной допустимой скоростью полета, соответствующими предусмотренной конфигурации самолета, должны интенсивно демпфироваться при условии, что основные рычаги управления:

(1) Освобождены; и

(2) Зафиксированы.

(b) Любые связанные боковые колебания (типа "голландский шаг"), возникающие в диапазоне между скоростью сваливания и максимальной допустимой скоростью полета (VFE, VLE, VNO, VFC/MFC), соответствующими предусмотренной конфигурации самолета, при условии, что основные рычаги управления как освобождены, так и зафиксированы, должны демпфироваться до 1/10 амплитуды:

(1) За 7 колебаний при полетах ниже 5486 м; и

(2) За 13 колебаний при полетах от 5486 м до максимальной сертифицированной высоты полета.

(c) Если установлено, что функция системы повышения устойчивости, указанной в параграфе 23.672 НЛГ 23, должна удовлетворять требованиям настоящих Норм к летным характеристикам, то требования подпункта (a)(2) и испытания при фиксированном положении в соответствии с пунктом (b) настоящего параграфа не распространяются на испытания, необходимые для оценки приемлемости данной системы.

(d) В условиях, указанных в параграфе 23.175 НЛГ 23, в соответствии с которыми усилия на рычагах управления от руля высоты определяются на скорости, отличающейся от балансировочной скорости не более чем на 15%, реакция самолета при быстром освобождении руля высоты не должна приводить к опасным последствиям, а также к чрезмерной связи с величиной усилий управления. Любые длиннопериодические колебания траектории полета (фугоидные колебания) не должны быть такими неустойчивыми, чтобы увеличивать рабочую нагрузку пилота или подвергать опасности самолет.

(a*) Относительный заброс перегрузки и время срабатывания при ступенчатом отклонении ручки управления тангажом должны быть приемлемыми по оценке пилота.